Dante's Inferno: An Animated Epic

Dante's Inferno. An Animated EpicПолнометражный мультипликационный фильм «Ад Данте: Анимированный эпос» был создан интернациональной командой мультипликаторов, в которую вошли специалисты из Японии, Соединенных Штатов Америки, Сингапура и Южной Кореи. Эта картина не демонстрировалась в кинотеатрах, а вышла сразу на DVD-дисках.

Сюжет этого мультфильма представляет собой ответвление от сюжета известной видеоигры «Dante’s Inferno», выпущенной компанией Electronic Arts и созданной по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери. Мировая премьера мультипликационного фильма «Ад Данте: Анимированный эпос» состоялась 9 февраля 2010 года.

Режиссерами ленты «Ад Данте: Анимированный эпос» стали Виктор Кук, Майкл Д’Иса-Хоган и Сан-Чжин Ким, а сценарий к мультфильму написали Джонатан Найт и Брэндон Оман, которые творчески переосмыслили бессметное произведение Данте Алигьери. Продюсерами картины выступили Джо Гойетт, Чунг Хьюн и Мицухиса Исикава, а музыкальное сопровождение к ленте создал Кристофер Тинь. 

Мультипликационный фильм «Ад Данте: Анимированный эпос» вызвал у зрителей совершенно разную реакцию – от восхищения до резкого неприятия, но однозначно можно заключить, что эта картина мало кого оставит равнодушным. Мультипликаторам из разных стран мира удалось создать удивительное анимационное полотно, в котором отдельные части сюжета соединяются между собой подобно лоскутам, которые продолжают быть разными и по-своему самобытными, но при этом создают единую картину: яркую, броскую, впечатляющую.

Даже взрослым зрителям мультфильм «Ад Данте: Анимированный эпос» показался жестким, а особенно впечатлительные поклонники аниме и вовсе назвали картину жестокой. Именно поэтому лента получила рейтинг, согласно которому не рекомендуется ее просмотр лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста. По другому рейтингу, детям, не достигшим 17-летнего возраста, не рекомендуется смотреть мультфильм без присутствия родителей.

Для подростков эта картина, действительно, может оказаться в чем-то шокирующей, и все же она по-настоящему способна вызвать у тинэйджеров, как и у взрослых зрителей, потребность переосмыслить свое поведение.

С одной стороны, особенно колоритную «картинку» этой ленты можно списать на то, что она является анимационной, а потому гораздо проще нарисовать ту или иную сцены, чем выстроить декорацию для съемок художественного фильма. Но, с другой стороны, гораздо сложнее создать такой эмоциональный накал в мультфильме, как это получилось у авторов ленты «Ад Данте: Анимированный эпос».

Можно понимать смысл этой картины плоско: у каждого из нас есть грехи, а потому место в раю найдется только святым. Однако, глубинный посыл этой ленты гораздо тоньше и состоит в том, что абсолютно хороших, как и абсолютно плохих людей не существует. У каждого есть грехи, которые могут загнать в настоящий тупик, но если обратить внимание на свою жизнь уже сейчас, то появится шанс многое изменить.

Сюжетная основа

В основу сюжета мультипликационного фильма «Ад Данте: Анимированный эпос» положена видеоигра «Dante’s Inferno», которая по жанру относится к слэшер-играм и содержит в себе элементы ролевой игры. Эта игра была разработана на основе сюжета одноименной главы «Божественной комедии» Данте Алигьери компанией Visceral Games, а издательством игры занималась компания Electronic Arts.

Суть игрового процесса «Dante’s Inferno» состоит в том, что игрок управляет передвижениями главного героя, который должен уничтожать врагов в разных локациях. Действие игры представляет собой путешествие по девяти кругам ада, которое вызвано необходимостью найти возлюбленную главного героя Данте Беатриче.

Литературная основа

В основу сюжета видеоигры «Dante’s Inferno» и созданного по ее мотивам мультипликационного фильма «Ад Данте: Анимированный эпос» положена написанная Данте Алигьери в 1307-1321 годах поэма «Божественная комедия». Авторы видеоигры и аниме подошли к трактовке сюжета классического произведения максимально вольно, воспользовавшись лишь идеей о девяти кругах ада и их содержания.

В отличие от сюжета мультипликационного фильма «Ад Данте: Анимированный эпос», действие «Божественной комедии» Данте разворачивается в трех мирах: аду, чистилище и раю, которые в оригинальном тексте поэмы занимают одинаковый объем. Такое представление о загробном мире полностью соответствовало средневековой католической традиции.

Текст поэмы «Божественная комедия» — это рассказ Данте о вымышленном герое, который носит его имя и отправляется в путешествие по трем мирам в компании поэта Вергилия, который обещает Алигьери встречу с его умершей возлюбленной Беатриче.

Сначала Данте предстоит побывать в аду, который представлен девятью кругами. Первый из них представляет собой лимб, где живут души язычников, которые так и не познали Бога (тут в числе прочих находятся столь видные личности, как Аристотель, Гомер и Эврепид). Второй круг ада создан для тех, кто прелюбодействовал при жизни. Далее последовательно Данте предстоит увидеть чревоугодников, которые находятся внутри огромного монстра; скупцов, которые заняты тяжелейшей работой; гневливые души, которые пытаются выбраться из болота.

Данте видит на своем пути еретиков, которые горят в вечном пламени; жестоких тиранов, которые обливаются кровью; самоубийц, обреченных на вечную статику. Самый последний круг ада населен предателями, которые терзаются самим Люцифером.

Все круги ада последовательно показаны в мультипликационном фильме «Ад Данте: Анимированный эпос», и их изображение фактически соответствует содержанию «Божественной комедии» Данте Алигьери.

За рамками мультфильма остались описанное Данте чистилище, в котором живут грешники, у которых все еще есть шанс искупить свои грехи, и рай, где литературного героя ожидает его возлюбленная Беатриче. Однако, в мультфильме присутствуют и сцены, созданные воображением автором ленты, а не гением Данте Алигьери.

Главные герои

Данте – ветеран крестовых походов, который совершил немало грехов, прикрываясь именем Бога, и веря в том, что священник может отпустить ему все прегрешения. Сопровождая короля Ричарда в Третьем Крестовом Походе, Данте не только совершает самые разные зверства, но и предает свою возлюбленную Беатриче, которой обещал быть верен. В наказание герою, Беатриче похищает сам Люцифер, и тогда Данте приходится не только отправиться в ад, чтобы отыскать свою возлюбленную, но и встретиться со своими самыми страшными грехами, чтобы искупить их.

Беатриче – возлюбленная Данте, которая была предана им, а потому оказывается фактически обесчещенной. После смерти героини ее душа оказывается в руках Люцифера, который хочет сделать красавицу императрицей ада, но и в аду героиня продолжает оставаться столь же чистой, как и была при жизни.

Вергилий – древнеримский поэт, который становится проводником Данте в аду, проводя его по всем девяти кругам и рассказывая о том, в чем состоит суть каждого из них.

Алигьеро – отец главного героя, жестокий и жадный человек, который оказывается причиной смерти матери Данте, а потом попадает в ад за свою жадность.

Харон – живой паром, который переправляет души в ад.

Король Минос – хозяин первого круга ада, который определяет, в чем провинился тот или иной грешник, и отправляет его в соответствующий круг ада.

Цербер – трехглавое существо, внутри которого находится третий круг ада: тут горят те, кто в жизни предавался чревоугодию.

Плутос – хозяин четвертого круга ада, в котором горят скряги и скупердяи.

Люцифер – верховный правитель ада, который решил заполучить душу Беатриче.

Ревностные любители классической литературы крайне резко высказались по поводу того, что «Божественная комедия», так или иначе положенная в основу мультипликационного фильма «Ад Данте: Анимированный эпос», была интерпретирована столь вольно.

Однако, именно в такой форме создателям мультфильма, возможно, и удалось привлечь внимание современного поколения к столь яркому произведению мировой литературы. И пусть сделано это весьма откровенным и даже «рекламным» способом, отрицать некий познавательный момент, который несет лента «Ад Данте: Анимированный эпос», будет несправедливо.

Нельзя обвинить сценаристов и мультипликаторов и в том, что для экранизации, как и для видеоигры «Dante’s Inferno», был выбрана именно первая часть «Божественной комедии», потому что и у самого Данте Алигьери именно эта часть поэмы получилась более насыщенной действием и колоритными образами, чем две остальные части, описывающие чистилище и рай.

Изображение ужасов ада и характеров героев, которые в нем обитают, строгими критиками мультипликационного фильма «Ад Данте: Анимированный эпос» названо гротескным. Но именно это крайне художественное и до последней капли реалистичное преувеличение и помогает достичь нужного эффекта, когда увиденное на экране перестает быть просто увлекательной картинкой. Несомненно, большинство сцен, которые происходят в аду, заставляют задуматься, ведь настолько они пугающи и чудовищны.

Тут есть и еще один немаловажный момент, потому что авторам мультфильма «Ад Данте: Анимированный эпос» удалось не запугать зрителями показанными ужасами, а именно заставить его задуматься, что является главным достоинством любой картины. Задуматься о собственной жизни и проанализировать свое поведение хочется при «посещении» каждого из кругов ада в компании главного героя картины.

Разумеется, есть и некоторые недоработки в образе мультипликационного Данте, который оказывается истинным грешником, который и гневался без меры, и верит в собственную непогрешимость, и становится самым настоящим предателем своей возлюбленной Беатриче, которая отдается ему, но так и не получает взамен обещанной верности. Но столь непоследовательной чаще всего и бывает человеческая жизнь.

По своему жанру мультипликационный фильм «Ад Данте: Анимированный эпос» больше всего напоминает боевик, который полон преувеличенной готической стилистики. Мультипликаторам при этом удалось найти удачный компромисс, благодаря которому многочисленные боевые сцены не выходят на первый план, а являются логической частью сюжета и повествования в целом.

Довольно интересным оказался и подход мультипликаторов к работе над самой анимации картины «Ад Данте: Анимированный эпос». Над разными частями лента работали разные специалисты, зачастую – из разных стран мира, а потому и «картинка» самого ада получилась столь разноплановой.

На протяжении ленты меняются не только «декорации», но и внешность самого героя, а кроме того, — атмосфера каждой из сцен, что при таком сюжете, конечно, оправданно. В картине можно выделить несколько частей: первая из них более темная и мрачная, следующая – напряженная и «обесцвеченная», третья – нарочито «анимешная», и так и далее. Таким построением ленты авторам удалось еще больше усилить ощущение постепенного, но постоянного погружения главного героя в глубины ада.

По мнению поклонников мультипликационного фильма «Ад Данте: Анимированный эпос», которые могут сопоставить аниме и поэму Данте Алигьери, ад, созданный мультипликаторами, получился иным, чем у средневекового поэта, но вышел он еще более мерзким и страшным. Каждый из пороков, как и наказание за него, показаны столь впечатляющее, что заставляют задуматься даже весьма не впечатлительных людей.

Мультипликационный фильм «Ад Данте: Анимированный эпос» понравится поклонникам аниме, а также любителям картин со смыслом. При этом не стоит рассматривать данную картину как экранизацию «Божественной комедии», потому что поэма Данте Алигьери для авторов этой ленты послужила лишь основой для создания собственного эпического произведения.

Картину нельзя рекомендовать к просмотру не только детям, не достигшим 18-летия, но и излишне впечатлительным людям.