Beowulf

BeowulfФантастическая драма «Беовульф» — это компьютерный анимационный фильм, созданный режиссером Робертом Земекисом и выполненный с помощью технологии захвата движения. Сценарий к картине написали Нил Гейман и Роджер Эвери, которые творчески переработали старую англосаксонскую эпическую поэму с одноименным названием. В работе над картиной принимали участие знаменитейшие голливудские актеры: Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Джон Малкович и другие.

Первоначально планировалось, что прокатом ленты Роберта Земекиса будет заниматься Columbia Pictures, но после сделки продюсера картины Стивена Бинга права на распространение ленты в США перешли к Paramount Pictures, а на международный прокат – к Warner Brothers.

Планировалось, что впервые фильм «Беовульф» будет показан на Венецианском кинофестивале в 2007 году, но картина не была закончена во время, и премьеру пришлось перенести. Премьера фантастической драмы состоялась в США 5 ноября 2007 года, в России чуть позже – 22 ноября. Режиссер ленты Роберт Земекис дал свое единственное интервью по поводу этой картины в августе 2007 года. 

При бюджете в 150 миллионов долларов в прокате в Соединенных Штатах Америки картина собрала более 80 миллионов, а в мировом прокате к ним добавилось еще более ста миллионов долларов.

Фантастическая драма «Беовульф» рассказывает о приключениях отважного и непобедимого военачальника, жителя древней Скандинавии, Беовульфа, который во время своего очередного путешествия не только оказывается в Дании, где ему предстоит победить чудовище Гренделя и стать преемником короля Хротгара, но и попадает под чары опасного монстра, что вынуждает некогда неуязвимого героя всю жизнь прожить под грузом совершенного прелюбодеяния.

Литературная основа

В основу фантастической драмы «Беовульф» положена одноименная англосаксонская эпическая поэма, названная по имени ее главного героя и являющая единственной сохранившейся в полном объеме древнейшей эпической поэмой германской Европы.

Впервые о существовании этого произведения стало известно в 1700 году, но первый перевод эпической поэмы «Беовульф» был создан только в 1815 году, когда она и получила это свое название. В наши дни «Беовульф» — самая длинная поэма на древнеанглийском языке, на долю которой приходится 10% от всего объема англосаксонской литературы.

Основное содержание поэмы – это сказание о победах Беовульфа над страшными чудовищами, которые одолевали древнюю Скандинавию (сейчас это территории Дании и Швеции). Гаутский военачальник Беовульф, который прославился на весь свет своей силой и бесстрашием, направляется на помощь королю Хротгару, земли которого постоянно атакует Грендель, убивающий лучших воинов короля.

В ночном сражении Беовульф в одиночку побеждает Гренделя, отрывая монстру руку, после чего тот уходит в свое логово и умирает, а отомстить за убиенного сына поднимается из своего укрытия мать Гренделя – еще более страшный монстр, которого также побеждает отважный воин.

Во второй части эпической поэмы о Беовульфе герою приходится сражаться с драконом, который мстит людям, и в последней схватке врагом, убив дракона, военачальник и сам погибает от смертельного ранения, становясь настоящим героем.

Основной текст эпической поэмы сложился еще до принятия Европой христианства, и в ней прославляются все еще языческие добродетели – непримиримость к бою с врагами, смелость и решительность в бою, месть врагам. Сам мир, который описан в поэме, вполне достоверен, но ни в одном из исторических материалов той поры имя Беовульфа не упоминается.

Также в поэме можно найти свидетельства первого проникновения христианских идей на территорию древней Европы: так, Грендель называется потомком Каина.

Рассказывая о работе над сценарием, Роджер Эвери упоминает, что ему в голову пришел вопрос: в поэме упоминается, что Грендель – потомок Каина, но кто именно является отцом этого монстра? Кроме того, если Грендель приносит мужчин в свое логово, то они могут предназначаться для его матери, чтобы та могла зачать нового ребенка-монстра.

Создавая сценарий, Нил Гейман и Роджер Эвери поставили перед собой задачу предложить собственную интерпретацию мотивов поведения Гренделя и рассказать о том, что произошло в логове матери монстра, когда там оказался Беовульф. Авторы исходили из той позиции, что рассказ самого героя не может считаться совершенно объективным. Кроме того, придуманный сюжетный ход позволил авторам связать в единый сюжет части поэмы про битву с Гренделем и про сражение с драконом.

Основными изменениями, которые претерпел сюжет поэмы в изложении авторов сценария фантастической драмы «Беовульф» можно назвать следующие: Беовульф изображается не только как герой, но прежде всего как хвастун; король Хротгар изображается как распутник; Унферт изображается как последователь Христианства; Грендель изображается как болезненный ребенок с хрупкой психикой; мать Гренделя изображается коварной соблазнительной красавицей; Беовульф становится правителем Дании.

Интересна предложенная версия о том, почему Грендель является таким несовершенным монстром, в отличие от собственной матери. Это может быть обусловлено как разгульным характером его отца – короля Хротгара, так и тем, что Грендель – первый полудемон в потомстве собственной матери, а потому – несовершенное творение, в отличие от ее ребенка от Беовульфа – дракона, который способен превращаться в правильно сформированного мужчину.

Однако, по мнению ученых подобные домыслы сценаристов – всего лишь уловка для того, чтобы сделать фильм более зрелищным. Роль матери монстров исполнена Анджелиной Джоли – женщиной, которой не сможет отказать ни одни мужчина, вот и причина того, что и король, и военачальник попадают под ее обаяние.

История создания

Нил Гейман и Роджер Эвери подготовили сценарий фильма «Беовульф» еще в мае 1997 года, и планировалось, что картина будет создана на DreamWorks под руководством режиссера Роберта Земекиса. Пока проводилось обсуждение предстоящей работы, Эвери, который хотел создать небольшой фильм с бюджетом в 15-20 миллионов долларов, так и не смог прийти к соглашению со студией, и права на экранизацию снова вернулись к нему.

В 2005 году продюсер Стив Бинг, который выкупил сценарий у Эвери, убедил Роберта Земекиса снова подумать над созданием картины в полюбившемся этому автору компьютерном формате и под его единоличном руководством ходом съемок. Несмотря на то, что Земекису никогда не нравилась эпическая поэма о Беовульфе, он заинтересовался предложенным сценарием и взялся за работу.

Прежде всего, Роберт Земекис, который получил довольно внушительный бюджет на съемки, попросил сценаристов переписать сценарий. Земекис открыто заявил о том, что нет никаких преград для того, чтобы потратить на каждую минуту будущего фильма по миллиону долларов, а потому он ждет от сценаристов более зрелищных и насыщенных действием сцен.

Пожелания талантливого режиссера были учтены, и некоторые сцены были полностью переписаны сценаристами, после чего началась подготовка технической стороны создания картины, в которой актерская игра стала лишь основой для того, чтобы создать полностью анимированную картину.

За творческим и техническим развитием проекта в части, касаемой создания визуальных эффектов, руководил специалист Джером Чен, а аниматор Кен Макдональд рассказал о том, почему была выбрана технология захвата движения. Именно она помогла режиссеру Роберту Земекису создать кадры, которые были бы просто невозможны в том случае, если бы картина снималась с актерской игрой. Такой метод дает полный свободу действий, потому что не имеет никакого значения, как расставлены камеры и освещение для съемок.

Для съемок движений актеров, которые потом и стали основой для создания их виртуальных моделей, были выстроены специальные помещения на студии, в которых располагалось более двух сотен камер, которые следили за движениями актеров и снимали их, пока те даже не знали о том, где конкретно располагалась каждая из камер.

На каждом актере во время сцен находилось по семьдесят маркеров – специальных датчиков, считывающих положение тела, а сами артисты демонстрировали актерскую игру в соответствии с указаниями режиссера. После этого специальная виртуальная камера объединяла все отснятые ракурсы для того, чтобы создать итоговую отредактированную картинку.

Над созданием анимационной части картины трудились две команды аниматоров. Одна из них работала над лицами и мимикой героев, а вторая – над положением и движением тела героев. По признанию самих аниматоров, они уделяли большое внимание тому, чтобы, создавая анимированных героев, оставить в них максимальное количество черт от артистов, исполнивших соответствующие роли. Однако, это правило не сработало в создании образа Гренделя, который в большей степени монстр, чем человек.

Художник-постановщик Даг Чианг трудился над созданием образа дракона, в ходе чего автор ставил перед собой задачу создать уникальное для кино существо. Для того чтобы вдохновиться на эту работу, дизайнеры подробно изучали строение летучих мышей и белок-летяг, а также наблюдали за ними в полете. Образ был дополнен хвостом, который помогал бы монстру передвигаться под водой.

Для того чтобы подчеркнуть кровную связь между всеми монстрами в картине, авторы старались создать не просто чудовищ, а существ, которые в той или иной мере, но все же похожи на своих родителей. Кроме того, образ каждого из них был создан с использованием золотого цвета. Так, даже Грендель все же имеет пятна золотого цвета на своей коже, которая страдает от постоянных мучений, причиняемых чудовищу громкими людскими празднествами.

Также аниматоры уделяли большое внимание тому, чтобы анимированные персонажи были похожи на тех артистов, которые стали основой для их создания. Наибольшие сложности возникли с адаптацией образа Гренделя, роль которого исполнил актер Криспин Гловер, и все же художники смогли оставить и в этом персонаже что-то от его «прародителя».

Вдохновение для создания визуальных эффектов Роберт Земекис черпал в своем предыдущем фильме «Полярный экспресс», который создавался в той же технике, но оказался провальным в прокате. На этот раз сам режиссер и Джером Чен, который также работал над «Полярным экспрессом», поставили перед собой самую главную цель в работе над лентой – создание реалистичного видеоряда.

К работе над лентой приступили 450 графических дизайнеров, что в 2007 году стало настоящим рекордом для студии Imageworks: прежде никогда к работе над лентой не привлекалась столь многочисленная команда специалистов этого профиля.

Графическими дизайнерами специально для этой картины были созданы новые инструменты анимации для воссоздания реальных текстур кожи, ткани, а также мимики и движений тела. Пять месяцев работы было потрачено только на то, чтобы разработать новую систему записи и обработки информации, полученной с маркеров, установленных на актерах и предметах окружающей среды, которые также должны были быть динамическими в кадре.

Джером Чен пришел к выводу, что сначала нужно делать общую обработку массовых сцен на начальном этапе работы, чтобы сэкономить время на дополнительную обработку этих сцен, когда весь материал уже будет готов.

Объемы информации при создании этой картины были настолько большими, что потребовалось и техническое переоборудование студии, где основные процессоры были заменены на новые – многоядерные.

Фантастическая драма «Беовульф», как и планировали ее создатели, получилась весьма зрелищной картиной, однако, ее нельзя рассматривать как литературно достоверную ленту, потому что в ходе кинематографического повествования главные герои этой истории показаны не столько как защитники своего народа и гаранты его безопасности – как в эпической поэме «Беовульф», а как первопричины его несчастий: именно неудержимая страсть к славе, утехам и веселью становится причиной появления монстров, что, в свою очередь, можно рассматривать как нравоучительный момент.