Toki o kakeru shôjo

14863599«Девочка, покорившая время» — один из полнометражных мультипликационных фильмов японского производства, снятый ограниченным тиражом. Анимация была выпущена на большие экраны в 2006 году и сразу же привлекла внимание зрителей своим невероятно интересным сюжетом. «Девочка, покорившая время» создана известным японским мастером аниме Мамору Хосода и является экранизацией знаменитого романа Цуцуя Ясутаки. Это произведение было экранизировано трижды, но в отличие от последней экранизации – аниме Мамору Хосода, первые две были художественными фильмами. Автор самого романа попытался донести до юных зрителей – подростков, стоящих на пороге жизни, ответ на ряд простых и непростых вопросов о смысле жизни, дружбе и первой юношеской любви.

Сам мультфильм, отличающийся высоким качеством графики, а также четким контрастом красок, был снят на одной из популярных анимационных студий – Madhouse Inc., основанной в начале 70-х годов 20 века. Мировая премьера картины состоялась 15 июля 2006 года.

Главные герои и исполнители

Главный персонаж мультипликационного фильма — семнадцатилетняя девочка по имени Макото Конно. Эту героиню смело можно назвать собирательным образом. Юная японка отличается экстраординарным характером в сочетании с незаурядным юмором. Но дисциплина у героини явно «хромает» — девушка постоянно опаздывает на школьные занятия. С виду она – обычная девчонка: не слишком заумная, но и не глупая, общительная, энергичная, не красавица – но привлекательная. В общем – обычный среднестатистический подросток. И если в начале фильма героиня живет своей обычной подростковой жизнью, не задумываясь ни о будущем, ни о собственных поступках, то в финале ее мировоззрение претерпевает значительные изменения. Ко многим своим первым жизненным выводам девочка приходит без чьей-либо подсказки, самостоятельно. Ведь свою дальнейшую жизнь ей придется прожить так же – самостоятельно. Стоить отметить, что несмотря на видимую беззаботность, Макото в действительности ценит окружающих ее людей. Совсем немного прыжков во времени она совершает для себя, большинство из этих перемещений было потрачено на то, чтобы помочь друзьям.

Тиаки Мамия — один из героев мультфильма. Предстает перед зрителями как голубоглазый и рыжеволосый парень, обладатель залихватской челки, что в сочетании с высоким ростом смотрится весьма привлекательно. Веселый характер юноши проявляется, зачастую, в бесконечном подшучивании над главной героиней. Однако все забавные замечания в адрес девушки приводят к постоянным ссорам Тиаки с Макото. Но и у этого подростка обнаруживаются проблемы со школьной дисциплиной — парень весьма часто, как и героиня, опаздывает на школьные занятия. Несмотря на дружеское подшучивание, Тиаки очень трепетно относится к Макото и, по мере возможности, заботится о ней. Юноша не раз признавался героине в своих искренних чувствах, но в ответ, дабы избежать деликатного разговора, Макото перемещалась во времени. Сложный характер этого веселого парня, «души компании», легкомысленного весельчака, раскрывается ближе к финалу фильма, из-за чего события, происходящие на экране, принимают драматический оборот.

Косукэ Цуда – еще один из центральных персонажей анимационного фильма. По сюжету он предстает перед зрителями как друг Макото и Тиаки. Однако от сверстников, с которыми находится в товарищеских отношениях, Косукэ отличается усидчивостью, внимательностью и хорошей успеваемостью в школе. Главной мечтой героя является учеба в медицинском институте, по окончании которого парень собирается помогать своим родителям в медицинской клинике. Следуя за своей мечтой, Косукэ не оставляет друзей, всегда помогая им. Подростки вместе проводят свободное от учебы время. Косукэ пытается рассказать Макото о чувствах, которые испытывает к ней Тиаке, но, к большому сожалению, его вмешательство оказывается запоздалым.

Представленная в фильме тетя Макото – уже взрослая героиня первоначальной истории. Недаром именно она открыла Макото тайну происходящих с ней явлений. Тетушка выступает предвестником происходящих событий в жизни молодой и еще неопытной девушки, она наставляет и подсказывает героине правильные пути решения личных проблем, заставляет задуматься над совершаемыми поступками.

Сюжет

Действие мультфильма разворачивается в наши дни – в японской школе. Семнадцатилетняя героиня, ученица старших классов Макото Конно с завидной регулярностью опаздывает на школьные занятия, над чем постоянно подшучивают ее лучшие друзья. И вот в один из самых обычных дней в жизни Макото свершилось нечто. Проспав в очередной раз положенное время и в спешке собравшись на школьные занятия, Макото решает добраться до учебного заведения на своем велосипеде. Опоздание стало своеобразным образом жизни девушки, и в этот раз героиня, задумавшись в пути, едва не попадает под поезд. Все обходится благополучно, дальнейший путь школьница завершает без происшествий. Но неприятности продолжаются в стенах учебного заведения на протяжении всего дня: опоздание на урок, неудачно выполненная контрольная работа, эксперимент в классе, в конечном результате – неизбежное дежурство по школе.

Относя анкеты в лабораторию, героиня поскальзывается и падает на какой-то неизвестный предмет. В момент падения девушка как-будто зависает в пространстве и времени, и перед ее мысленным взором проносятся замысловатые цифры и необычные предметы. После неприятного инцидента девушка вначале не обнаруживает ничего странного. Не осознавая произошедшего, Макото после дежурства отправляется со своими друзьями Тиаки и Косукэ на бейсбольную площадку, где они вместе любят весело проводить время. Затем девушка вспоминает о поручении своей мамы и отправляется в путь.

В дальнейшем происходят невероятные события. На обратном пути героиня вновь становится участницей дорожно-транспортного происшествия. Велосипед, на котором ехала Макото, был неисправен – у него отказали тормоза и героиня, не успев затормозить на переезде, попадает под движущийся состав электропоезда. Необъяснимо как, но… девочка остается жива и невредима. Время каким-то немыслимым образом повернуло вспять, на несколько мгновений до столкновения. Это и спасло героине жизнь. Макото, потрясенная произошедшим, отправляется к своей тете, которую иногда называют колдуньей. Родственница девочки, интересующаяся паранормальными явлениями, назвала невероятное перемещение во времени и пространстве «временным прыжком».

Возвратившись домой, героиня неоднократно пыталась повторить свой прыжок во времени, но все ее попытки оказались тщетными. Младшая сестра Макото, заметив девушку на подоконнике в комнате, подумала, что та решила покончить жизнь самоубийством. Сестренка умоляла ее не прыгать вниз, обещая при этом вернуть съеденный ею пудинг. Осознавая, что дома вряд ли удастся произвести прыжок во времени, главная героиня отправляется на прогулку. И вот, уединившись на берегу реки, Макото вслух рассуждает о временных прыжках и невозможности изменить что-либо во времени, не замечая при этом мальчишек, играющих на берегу. Разогнавшись со склона, девушка решается прыгнуть в воду, в результате чего совершает тот самый временной прыжок.

Осознав для себя, что она смогла преодолеть невидимый временной барьер, героиня возвращается домой, размышляя по пути о значении и важности открывшейся ей возможности перемещения. Практикуя свое умение, главная героиня возвышается в собственных глазах. В это момент Макото осознает, что взяв власть над временем, она может изменять свое прошлое. Используя свою невероятную способность, девочка начинает активно вмешиваться и изменять происходящие с ней события, не замечая при этом возникающих в окружающем ее пространстве сложностей.

Таким образом девушка несколько раз вмешивалась в ситуацию, в которой Тиаке пытался признаться ей в своих чувствах и предложить начать встречаться. Макото, не отдавая себе отчет, страшно боится отношений. Она привыкла быть для друзей «своим парнем» и малейшие лирические отступления, которые, как считает школьница, присущи лишь слабым романтическим натурам, ей не свойственны. Каждый раз, исправляя одну ошибку, Макото тут же «сооружает» своим вмешательством следующую. Но это никак не останавливает героиню — она действует, стараясь не разрушать дружбу. Девушка дорожит взаимоотношениями с Тиаке, они дороги ей такими, какие есть, Макото ничего не хотелось бы в них менять. Возможно, это всего лишь девичьи страхи.

Также героиня старается помочь своему другу Косукэ в отношениях с девочкой из младших классов, но все ее попытки заканчиваются неудачей. Помогая Косукэ, девушка осуществляет всевозможные варианты исхода событий только для того, чтобы ее друг наконец-то стал счастлив и окружен вниманием. В результате своих действий у Макото сократилось число оставшихся прыжков во времени. И только в этот момент девушка начинает задумываться над правильностью и значимостью своих поступков.

В дальнейшем все события этой, с виду обычной истории, сделают невероятный поворот. Зритель, досмотревший киноленту до конца, сможет ответить для себя на ряд вопросов: как сложатся взаимоотношения Макото Конно и Тиаки Мамия? Чем же завершится их дружба? Чем конкретно небезопасны такие прыжки во времени и чем они могут обернуться для героев мультфильма? И, наконец, какова фантастическая составляющая этой истории?

Интересные факты

Мамору Хосода, снимавший ранее только приключенческие мультфильмы, обрел успех и признание среди режиссеров и, конечно же, — зрителей. Именно Мамору Хосода принадлежит свой собственный оригинальный стиль прорисовки персонажей, что отличает его от многих других коллег-аниматоров. В своих работах знаменитый режиссер аниме заставляет зрителей сопереживать героям и ставить себя на их место.

Касаясь музыкального сопровождения мультфильма, следует отметить вклад композитора Киеси Есида. Он является величайшим представителем музыки этого оригинального жанра. С необъяснимой трепетностью саундрек фильма передает зрителям все нотки переживаний героев – радости, печали, грусти.

Награды, номинации

Эта удивительная кинолента в 2006 году на одиннадцатом фестивале анимации в Кобе получила награду как «Лучший анимационный фильм». Также «Девочка» заняла лидирующие позиции на вручении национальной премии «Tokyo Anime Awards» — главнейшем событии в области аниме и анимации, ежегодно проводимом в столице Японии. Фильм получил награды в следующих номинациях: за «Лучший сценарий», как «Лучший аниме – фильм года», как «Лучшая история», а также «За достижение в области искусства» и «Дизайн персонажей».

В итоге

«Девочка, покорившая время» имела невероятный успех у зрителей разных возрастных категорий. И не случайно: эта анимация в традиционном японском жанре аниме полна ярких красок и впечатлений, к которым зритель просто не в силах остаться равнодушным. Во время просмотра киноленты можно невольно перенестись в действие, происходящее на экране, начиная сопереживать героям, радуясь их победам и огорчаясь неудачам.

Удивительно, но после просмотра именно этого мультфильма многие зрители открывают для себя уникальный жанр аниме. Этому способствует яркая эмоциональность, непередаваемые впечатления и всевозможные ситуации, а также мастерски переданная картинка. Фильм «Девочка, покорившая время» многому учит: быть верным другом, принимать любые ситуации как должные, уважать и ценить окружающих людей, их отношение. Нельзя оставлять без внимания и осмысления совершаемые поступки и сказанные слова, ведь они — как время — необратимы. В сюжете учтены многие философские моменты, которые после просмотра предлагают задуматься о них вновь и вновь. Среди подобных тем можно особо выделить безрассудность распоряжения своим временем. Не зря на протяжении всего действия картины зритель несколько раз может увидеть и услышать ключевую фразу – «Время не ждет».