9

Полнометражный компьютерно-мультипликационный фильм «9» был снят режиссером Шейном Эккером. Мультфильм был снят на основе короткометражного фильма, вышедшего в 2005 году. Новый мультфильм «9» был снят в жанре стимпанк. Мультипликационный фильм «9» номинировался на премию «Оскар» в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм». Продюсерами мультфильма выступили Тимур Бекмамбетов и Тим Бертон. Полнометражная версия мультфильма «9» вышла на широкий экран в начале сентября 2009 года. Для просмотра мультфильма действуют возрастные ограничения — не рекомендуется смотреть детям до 12 лет. Так как фильм получился немного жестоким и сложным для восприятия неподготовленной детской психикой.
По волеизъявлению продюсера мультфильма Тимура Бекмамбетова, в Российский прокат мультфильм был выпущен с несколько измененной сюжетной линией. Это было достигнуто за счет добавленных закадровых монологов, а так же переписанных диалогов. Дмитрий Глуховский выступил автором текстов для русской версии мультфильма. Повесть «Дневник Ученого. Предыстория к мультфильму «9»» так же была написана Глуховским, она вышла в продажу за несколько дней до премьеры мультфильма в России.
Мультфильм «9» рассказывает о приключениях тряпичных кукол, в которые вдохнул жизнь Ученый. Он так же поставил перед ними главную цель — жить в тех условиях, которые, к сожалению, сложились на Земле. Это все произошло из-за страшной и кровопролитной войны, исход которой привел к исчезновению всей человеческой расы.

Премьерный выход мультфильма «9» был назначен на очень символическую дату — 09.09.2009 года. В создании мультфильма активное участие принимали такие звезды зарубежного кинематографа, как Тим Бертон и Тимур Бекмамбетов. Оригинальную версию мультфильма озвучивали Дженнифер Коннели, Элайджа Вуд, Криспин Гловер и Мартин Ландау. Что же касается русской версии мультфильма, то здесь в озвучке мультфильма были задействованы Валерий Золотухин, Константин Хабенский, Александр Пушной, Тутта Ларсон, Геннадий Хазанов и Владимир Турчинский. Шейн Эккер является режиссером и создателем идеи мультфильма. Он является восходящей звездой современной анимации. Шейн Эккер был номинирован на премию Американской киноакадемии за свою студенческую дипломную работу, которой стала одноименная короткометражная анимационная лента. Именно сюжет короткометражного мультфильма и стал идеей для создания полнометражного мультфильма. Для того, чтобы сделать из короткометражного мультфильма полнометражный нужно было внести в сценарий массу существенных изменений. Но это никак не могло помешать Шейну Эккеру, создать свой первый шедевр. В первую очередь была проделана огромная работа по озвучиванию персонажей, сделанных из мешковины и другого механического мусора. Так же в новой полнометражной версии мультфильма героям добавили приключений, которых не был в короткометражной версии мультфильма.

История создания

Мультфильм «9» представляет нам не столь отдаленное будущее, где человеческая раса создала настолько уникальный и удивительно умный компьютерный интеллект, который смог обхитрить человека и полностью уничтожить его с лица земли. В будущем был выдающийся ученый, который смог создать маленьких человечков из холщевой ткани, и в каждого такого человечка Ученый вселил частичку своей души. Всего человечков было девять, они должны были разгадать тайну алхимического артефакта, а так же уничтожить тот самый кровожадный механизм, который погубил все человечество. Но вся трудность состоит в том, что ни один из созданных Ученым человечков не помнит того, что было раньше, до того, как они стали куклами. Вместе с маленькими человечками, зритель на протяжении всего мультфильма познает все тайны, в том числе историю происхождения кровожадного механизма, историю гибели всего человечества и того, кем же они на самом деле были в прошлой жизни.

Мультипликационный фильм «9» оказывает очень двойственное впечатление на зрителей. С одной стороны, очень жестокие события, происходящие в мультфильме, так называемый постапокалипсис, в котором погибли все представители жизни на планете. Это совершенно не детский мультфильм, как казалось бы на первый взгляд. Визуальные и стилистические эффекты мультфильма так же совершенно не являются детскими. И такие вечные темы, как душа человека и ее перерождение, загробная жизнь, ошибки совершенные при жизни и расплата за них, исправление и искупление содеянного, это все очень тяжело для восприятия детьми, да и не будет им интересно, возможно даже будет для них пугающим. На экране Шейн Эккер демонстрирует очень глубокий смысл мультфильма и мрачные картины действительности, которых вполне хватает в реальной жизни. Специально для детей в мультфильм было привнесено множество изменений, к ним относятся и приключения с артефактом, семейные мотивы, очень болтливые персонажи, и многое другое.

Когда человек пытается внести изменения в детский мультфильм, добавив туда недетское содержание и наоборот, то получаются очень непредсказуемые результаты. И в результате получился мультфильм «9», который для российского зрителя получился очень непонятным. Он сложный для детского восприятия, а для взрослых немного скучноват, не спасает его и извечно философская тема души и искупления грехов. Единственная надежда остается лишь на то, что мультфильм будет достаточно хорошо принят зрительской аудиторией, несмотря на все попытки угодить как детям, так и взрослым представителям зрительской аудитории.

Вся атмосфера мультфильма, придуманная режиссером Шейном Эккером и, воплощенная на экране продюсерами Тимуром Бекмамбетовым и Тимом Бертоном, была создана при помощи Autodesk Maya и Autodesk Mudbox. Решение воспользоваться таким новшеством компьютерной анимации не удивительно, ведь все продукты Autodesk выбираются единогласно мастерами спецэффектов, анимации и компьютерной графики. Она нужна для создания самых масштабных и зрелищных сцен в кинофильмах и мультфильмах современного времени. Компанией Autodesk в своем пресс-релизе было рассказано, как проходила работа по созданию мультфильма «9», а так же о том, какие из продуктов фирмы были использованы мультипликаторами при создании такого удивительного мультфильма. Всего за 14 месяцев команда, работающая над мультфильмом, состоящая из 125 аниматоров и 100 других сотрудников, завершили работу над мультфильмом «9». Программа Maya была использована для создания сцен, работы с анимацией и камерами, а вот программа Mudbox нужна была для «лепки» и текстурирования изображения. Кевин Адамс стал Оператором-постановщиком мультфильма «9», он говорил, что создание такого мультфильма, как «9» стало возможно лишь благодаря хорошему планированию, а так же точному исполнению и наличию отличных инструментов с поддержкой Autodesk.

Для того, чтобы реалистично показать мир персонажей, представленных в мультфильме, камера была расположена на расстоянии девяти дюймов от земли. Для этого необходимо высоко детализировать персонажей и всю их окружающую среду. По словам Адамса, главной творческой задачей было создание крупных планов, и необходимо было сделать их визуально богатыми. Все объекты, независимо от того, кто это, человечек или кровожадный монстр, в кадре должны менять свое местоположение. С помощью Starz Animation Toronto было разработано множество деталей, необходимых для каждой сцены. Чтобы это сделать, нужно было создать четкий образ обликов героев для того, чтобы они взаимодействовали между собой, детализировано проработать внешность персонажей, так же необходимо было постоянно смешивать двухмерный фон с трехмерными объектами. По словам Адамса, все художники, работающие над мультфильмом, могли работать как в 2D, так и в 3D, а с помощью Maya можно работать в двух этих форматах одновременно. Благодаря этому можно снизить издержки, не нанося ущерб качеству изображения, а так же выжать все из имеющейся картинки. Для большей детализации поверхности в мультфильме впервые была использована программа Mudbox. Это программа очень хорошо себ зарекомендовала, и работа с ее помощью доставляла лишь одно удовольствие. С момента открытия Starz Animation Maya стала основой всего производственного конвейера. Она полюбилась производителям за свою гибкость, производительность и отличную поддержку.

На самом деле очень удивительно насколько сильно может измениться жизнь человека от создания всего лишь 11-ти минутного короткометражного мультфильма, несмотря на то, что к созданию этих самых минут человек шел несколько лет. Такое изменение случилось с Шейном Эккером, режиссером этого 11-ти минутного мультфильма, который он назвал очень просто — «9». Этот мультфильм был самым обычным дипломным проектом одного из самых заурядных студентов Калифорнийского университета. Но через некоторое время этот дипломный проект стал популярным во всем мире. Именно так сбываются все мечты и рождаются надежды для молодых учеников режиссуре и продюсированию. Над 11-ти минутным мультфильмом работа длилась более четырех лет и была она закончена только летом 2004 года. Эккер рассылал свой мультфильм по разнообразным кинофестивалям, в надежде, что его увидит большее число зрителей. По его мнению, самое главное заключается в том, чтобы удачно «засветиться» на нескольких кинофестивалях. После этого начинаются разговоры о ленте и поступают приглашения на другие фестивали. И к удивлению самого Шейна, его стратегия сработала и через некоторое время перед ним начли открываться многие недоступные раньше двери, открывая впереди радужные перспективы. Шейну удалось встретиться с знаменитым независимым продюсером Джимом Лемли, который настоятельно порекомендовал Шейну написать сценарий по короткометражному мультику. Именно так появился новый мультфильм, который был населен маленькими человечками, живущими на обломках человеческого мира. Так же появился главный злодей — кровожадная машина, которая могла создавать другие машины, которые в свою очередь чем-то напоминали мифических существ. А героями мультфильма стали девять маленьких куколок, которые ожесточенно сражаются с чудовищем за собственную жизнь.

К сожалению, подать такой сюжет было очень сложно. Этот мультфильм не был похож на традиционные мультики, он не был ни детским, ни взрослым, трудно было найти подходящий контингент зрителей. Именно из-за этого Эккер и Лемли решили урезать бюджет мультфильма примерно в четыре раза по аналогии с другими мультипликационными фильма. Так как картина была можно сказать, обречена на провал с таким бюджетом, Лемли решил рискнуть, и предложил сценарий мультфильма агенту Тима Бертона. Гениальный Тим Бертон, прочитав сценарий мультфильма, сразу же полюбил его необычный сюжет. Теперь можно было снимать фильм, ведь перед ним могли открыться любые двери благодаря присутствию в качестве продюсера Бертона. Но мультфильм ждал новый удар — финансирование картины. Первоначально съемки мультфильма начались в Париже, затем они были продолжены в Люксембурге. Такое перемещение было необходимо, чтобы получить отсрочку в уплате налогов, а суммы их были очень большими. Начались подготовки к съемке, и за полгода были готовы история и детализированный мир маленьких человечков. Но в момент, когда должны были начаться сами съемки, Эккера охватило чувство тревоги, что создать мультфильм к установленной дате не получится и бюджет мультфильма слишком мал, тем более, что для его съемки нужно было много новых людей.

Теперь, для того, чтобы воплотить задуманное на экране, нужно было пересмотреть экономическую политику картины, так же нужно было пройти аудит компанией-поручителем. В это самое время на проект пришла новый сопродюсер Джикно Гото. Она же сумела передать проект крупной студии «Starz». Таким образом, у мультфильма «9» появились деньги и новые продюсеры. Обрадованный таким стечением обстоятельств Шейн Эккер снова начал заниматься своим проектом. Всемирно известно, что любой фильм, хорош так, как хороша группа людей, которая работает над ним. Поэтому Эккеру необходимы были самые хорошие специалисты, такие, каким можно будет доверять. Таким специалистом стал режиссер по анимации Джо Ксандер. До этого он уже успел познакомиться с короткометражной версией мультфильма «9». А с Эккером он познакомился еще во время учебы в университете. Ксандер был изумлен таким преображением мультфильма. Ксандер просто влюбился в мультфильм «9» и сам лично упрашивал Эккера позволить ему анимировать хотя бы несколько кадров. Но Эккеру такая идея не понравилась, и он решил поручить анимацию всего мультфильма Ксандреру, от чего тот пришел в полный восторг. Совместно с Ксандером Эккер обсуждал все технические моменты мультфильма, даже то, как должна двигаться кровожадная машина. Идея создания мультфильма «9» уходит своими корнями в 2000 год, тогда аниматоры были очень сильно ограничены в технических средствах. Но в настоящее время, благодаря такой чудесной программе, как Maya можно было делать совершенно любые вещи и эпизоды, что прежде нужно было делать очень долго.

Герои мультфильма выступают отдельной его историей. Эти куклы породили новое направление в искусстве, которое получило название «ститчпанк». Каждая кукла из мультфильма была по-своему уникальна, имела узнаваемые черты, но самым уникальным был характер каждой из кукол. По словам Ксандера, во время съемки мультфильма не ставилась цель создать точную текстуру ткани, ведь от современных графических технологий было отставание на два года. Удивительное происходит тогда, когда поджимают сроки, и нет необходимой суммы денег, именно из-за этого к созданию мультфильма и его персонажей приходится подходить творчески. Из-за этого у персонажей мультфильма «9» нет волос и кожи. Ведь деньги, которые были вложены в бюджет мультфильма, лучше было бы потратить на спецэффекты, а они получилось отменными.

Главные герои и исполнители

Так как Кристофер Пламбер очень многое привнес в роль Первого, лицо персонажа было специально изменено для большего сходства. В мультфильме практически все диктовалось актерской игрой, именно из-за этого было принято решение не тратить бюджет фильма на новые технологии, а большее внимание уделить дизайну фильма. Но, до тех пор, пока все существует только на словах — это обычные фантазии, даже, несмотря на всю прекрасность персонажей мультфильма. Во многом полнометражный мультфильм отличается от короткометражки тем, что здесь присутствует намного больше разнообразных персонажей, в том числе страшных машин и механизмов, а так же присутствуют герои-люди. Очень сложной для изображения стала Шея змееподобного вида, он обладала очень сложными движениями и могла деформироваться. По внешнему виду она чем-то напоминала Медузу Горгону, которая в свой внешний вид включала пауков, ракообразных и змей. Из-за такой совокупности всех тварей получилось очень странное существо — вытянутое тело, которое обладало шестью конечностями, у которых было четыре сустава. Как говорил Ксандер, персонаж получился удивительным, но интересным для анимирования. Проблемы с этим персонажем возникли, когда необходимо было его анимировать. Но на помощь пришел Джефф Белл — супервайзер по визуальным эффектам. У Швеи по сценарию получилось три центра тяжести, которые были расположены в районе головы, в районе центра длинного туловища и в районе хвоста. При съемках разных эпизодов были задействованы разные части тела.

На экран так же было тяжело перенести деформации персонажа. В изначальной задумке Швея должна была появиться только в паре эпизодов мультфильма, но в конечном итоге, было принято решение, что она примет участие в трех больших сценах. И в этих сценах она получает повреждения, из-за чего ее центр тяжести смещается и из-за этого изменяется манера ее движений. Аниматором студии «Starz» была предложена идея, как сделать Швею правдоподобной в открытом и закрытом состоянии. Чтоб это сделать, необходимо было добавить большое число соединительных элементов, с помощью которых был сформирован капюшон и голова персонажа. Такие соединительные ткани можно было изменять даже в последних кадрах мультфильма. По мнению Ксандера, Швея была очень ужасным созданием, причем в самую первую очередь для аниматоров. А все из-за того, что это чудище было не просто громадным, но и быстрым, именно поэтому анимировать его было очень сложно. Сложным для анимации является передача веса и массы объекта, но когда этот объект еще и движется с большой скоростью, то это становится просто невозможным. Но аниматоры постарались на славу и они с легкостью справились с образом Швеи. По словам Ксандера за кадр должен взяться правильный аниматор, ведь только так кадр может запеть. Чем-то это напоминает кастинг актеров, ведь получается, что для каждого персонажа нужен собственный аниматор. Для того, чтобы правильно анимировать кровожадную машину нужно было учесть наличие ядра, которое окружено множеством конечностей и различных приспособлений, а помощью которых можно создавать себеподобные машины и уничтожать врагов.

Предыстория к созданию машины

Из нее следует, что Ученый, который изобрел кукол, сделал механическую машину, умеющую думать. Но его изобретение украли, и оно стало принадлежать ужасному злобному диктатору, который издевался над машиной, пытал и истязал ее. Затем и вовсе из машины диктатор сделал механизм, который производил бы ему военные машины, у которых было бы сознание. В дальнейшем именно эти создания и уничтожили цивилизацию людей. За основу в дизайне машины был взят чертеж первой атомной бомбы. Машина вела себя как раненый зверь, чем сильнее ее хотели уничтожить люди, тем сильнее она становилась. Машина имела два различных облика: первый — механизм, закрепленный на потолке завода, второе — машина, вырвавшаяся на свободу. Это произошло, когда завод уже был разрушен. Машина состояла из двух частей — голова, в которой содержался ее мозг, и тело, к которому крепится голова. У машины был глаз. В одном из эпизодов, когда машина вырывается на свободу, необходимо было нести изменения, чтобы создать анимацию огромного движущегося персонажа. На электронной версии модели машины были предусмотрены «переключатели», с помощью которых можно было включить прямое или обратное движение конечностей. Но, так как этих конечностей было огромное множество, следовательно, и переключателей было очень много, а это лишь усложняло работу аниматоров. Оставлять конечности без движения тоже не было возможным. Из слов Ксандера следует, что во время движения машину хотели анимировать в стиле жука, но, к сожалению, это не удалось сделать. Так как машина напоминала четырехглазое чудовище, а не жука. Когда машина двигалась, невозможно было заставить двигаться одновременно все конечности. Именно поэтому из жука получился паук.

Первый. Он был создан самым первым, очнулся так же первым. Первый застал самое начало, когда машины восстали против человека. Он собрал около себя всех остальных положительных персонажей. Но, как только война была окончена, Первый захотел возомнить себя самым главным правителем пустого мирка. Он специально выжидал в храме до тех пор, пока у механического зверя не кончился заряд. У него очень тяжелый характер, он властолюбивый эгоист, который любит помыкать окружающими. Он желает, чтобы все и все подчинялись лишь ему. Первый является олицетворением того диктатора, который использовал изобретение во зло, из-за этого и произошла страшная война, в которой машины захватили весь мир.
Первый олицетворяет диктатора, который погубил весь мир.

Второй. Он очень добрый и умный, при этом необычайно изобретательный и находчивый. Из металлолома он был способен собрать очень полезные и нужны вещи. Второй с самого начала ждет появление Девятого, именно он и помог ему обрести голос, так как из-за спешки профессора необходимая деталь не была установлена. Он умирает практически в самом начале мультфильма, так как спасает Девятого из рук кровожадной машины.
Второй олицетворяет старого друга и верного соратника ученого.

Третий и Четвёртый. Это близнецы, они очень быстрые и шустрые. Из-за своей любознательности очень похожи на детей. Бойкие и проворные. Любят читать и, кажется, что в библиотеке не осталось ни одной книги, которую бы близнецы не прочитали. Там они и прячутся, так как ушли из-за тирании первого. Близнецы не могут разговаривать, общаются при помощи лап, которые встроены в их глаза, всегда вместе и неразлучны.
Третий и Четвертый олицетворяют детей-близнецов Ученого, которых погубила война между людьми и машинами.

Пятый. Потерял свой глаз на войне против машин. Его спас второй. Как и все остальные живет в соборе вместе с Первым, пытается следовать его правилам. Искренне верит, что Девятый появится и война закончится. Он очень робкий и застенчивый персонаж, очень смелый, ради спасения друзей готов пойти на смерть.
Пятый олицетворяет доктора, которого знал профессор. Доктор до своей гибели помогал людям сражаться с машинами.

Шестой. Вместо пальцев у Шестого перья. Он немного безумен, своими перьями постоянно рисует один и тот же рисунок — артефакт, который способен уничтожить Кровожадную машину.
Шестой олицетворяет безумного инженера, который и запустил машину.

Седьмая. Очень храбрая и ловкая девушка. Ушла из собора от тирании Первого, она очень добрая, хотя и суровая внешне. В сложившийся ситуации, пожалуй, единственная, кто способен шутить. Очень легко и хладнокровно помогает справиться с машиной, когда та нападает на Девятого и Пятого.
Седьмая олицетворяет жену профессора — очень храбрую и красивую женщину.

Восьмой. Страшный и неповоротливый персонаж. Молчит практически всегда, является помощником и охранником Первого. При себе всегда носит огромный нож, который значительно больше его по размеру. Во всем слушает первого и ради него готов на все. Немного странно себя ведет, когда на него действует магнитное излучение, чем-то напоминает воздействие наркотиков на человека.
Восьмой олицетворяет телохранителя диктатора, всюду следовал за ним.

Девятый. Он очнулся самым последним, совсем недавно. У него при себе есть артефакт. Девятый совершенно не может понять, что от него требуют и где он находится. У него нет никаких боевых качеств, но, несмотря на это, он дерзкий, но при этом спокойный и рассудительный. Он похож на Второго своей любовью к изобретательству.
Девятый олицетворяет самого профессора.

Искусственный Интеллект. Был изобретен профессором для использования в благих целях, но был похищен диктатором и видоизменен. Пытаясь внести изменения в Машину, искусственный разум оценил человека как главного врага и начал на него охоту. Первоначально создал огромную армию себеподобных роботов. Он питается человеческими душами, но когда все люди были истреблены, а завод перестал работать временно замер в ожидании артефакта.

Когда машину включили, она стала вновь создавать роботов для того, чтобы на этот раз уничтожить маленьких кукол, в которых есть частичка человеческой души. Машиной были созданы самые удивительнее создания — летающие монстры, монстры-пайки и другие.

В конце мультфильма машина все же была уничтожена. Достаточно тяжело правильно рассудить какой же это персонаж, хороший или плохой, ведь с одной стороны он просто защищался, а с другой истребил все живое не земле.

Мультфильм «9» интересный по своему сюжету и содержанию. Он понравится взрослым людям, но детям его показывать не стоит. Для очень восприимчивой детской психики мультфильм будет очень тяжелым.