Ernest et Célestine

Ernest et CélestineПремьера полнометражного мультипликационного фильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» в России состоялась 28 марта 2013 года, хотя жители других стран мира смогли оценить эту удивительную историю чуть раньше, ведь самый первый показ этой ленты прошел во Франции 23 мая 2012 года.

Над созданием этого мультфильма трудился международный коллектив, в состав которого входили мультипликаторы из Франции, Бельгии и Люксембурга. Автором сценария ленты стал Даниэль Пеннак, а режиссерами выступили Стефани Обье, Венсан Патар и Бенжамин Реннер. Музыкальное сопровождение к картине создал композитор и актер Винсент Куртуа.

Сюжет мультипликационного фильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» основан на серии детских книг «Эрнест и Селестина», которые выпускались с 1981 по 2003 год и были созданы бельгийской писательницей и иллюстратором Габриэль Винсент, принеся ей международное признание и многочисленные награды. Габриэль Винсент начинала как акварелист, что оказало большое влияние на иллюстрации к этим книгам. Манеру художницы в мультипликационном фильме старались сохранить при работе над лентой и мультипликаторы. 

Мультипликационный фильм «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» участвовал в программе «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля. Созданная авторами этой ленты история произвела большое впечатление как на критиков, так и на простого зрителя.

Созданную международным коллективом режиссеров ленту называют искренней, пронзительной и истинно французской. Стилистику мультфильма определяют как ретро, которое отсылает к старой французской иллюстрации, выполненной в акварельной технике – именно так и работала над своей историей Габриэль Винсент.

Несомненно, помимо визуальных эффектов ленты, внимания заслуживает и ее сюжет: трогательный и наполненный смыслом рассказ, который повествует о дружбе двух героев, живущих в совершенно разных мирах. Порой бывает так, что ты оказываешься чужим не только в том мире, к которому не принадлежишь, но и в своем собственном, а как реагировать на такую ситуацию, расскажет эта уникальная картина.

Премьера мультипликационного фильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» в России пришлась как раз на тот момент, когда студия Уолта Диснея заявила о том, что больше не планирует создавать рисованных мультфильмов и полностью переходит на работу в 3D-формате. Эта удивительная лента словно стала напоминаем для зрителя о том, что классическая анимация способна если не на все, то на многое, а удивить зрителя может не особенными эффектами, а своим сюжетом, героями, атмосферой.

История создания и художественные приемы

Работа над мультипликационным фильмом «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» длилась в общей сложности четыре года, не считая подготовительного периода. Ключевая роль в создании мультфильма принадлежит ее продюсеру Дидье Бруннеру и режиссеру Бенжамину Реннеру, которые являлись большими поклонниками книг о медведе Эрнесте и мышке Селестине.

Проект мультипликационного фильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» был запущен продюсером этой ленты Дидье Бруннером в конце 2007 года, а пилотные анимационные работы были завершены через год. Немало времени было затрачено на поиски источников финансирования для создания мультфильма, которые продлились вплоть до апреля 2009 года.

Над созданием раскадровки будущего фильма его создатели трудились около года, и только ближе к концу 2010 года началась основная часть работы над мультфильмом, которая длилась практически до премьеры.

Именно продюсер картины Дидье Бруннер и стал инициатором создания мультипликационного фильма по мотивам книг о Эрнесте и Селестине. Бруннер был давно знаком с этими произведениями и воспользовался возможностью приобрести права на ее экранизацию, когда племянник Габриэль Винсент решил их продать. Наследник художницы видел возможность создания мультипликационного сериала, но Дидье Бруннер предпочел снять полнометражный фильм.

В декабре 2007 года Дидье Бруннер предложил режиссеру Бенжамину Реннеру начать работу над пилотом будущей картины, в котором бы отражались основные направления проекта. Для Реннера эта работа стала дебютом в полнометражной мультипликации и вторым фильмом, включая его дипломный проект. Но по завершении года работы, Реннер был вынужден констатировать, что данный сюжет просто невозможно реализовать без помощи более опытных коллег.

К работе над проектом были подключены бельгийские режиссеры Венсан Патар и Стефании Обье, которые в 2009 году и приступили к основной части работы над лентой. Все три специалиста совместно работали над сценарием мультфильма и его раскадровкой. За графическое оформление картины отвечал Бенжамин Реннер, а его бельгийские коллеги занимались всей остальной работой, включая работу над озвучанием и музыкальным оформлением ленты.

Сценарий мультипликационного фильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» был написан писателем и сценаристом Даниэлем Пеннаком, а затем был переработан режиссерами ленты с тем, чтобы полнее соответствовать анимационному формату.

Иллюстрации в книгах Габриель Винсент отличались своей лаконичностью, а потому, для того чтобы создать мультипликационный фильм про этих героев, понадобилось сочинить тот мир, в котором они живут, и нарисовать его практически с нуля, находясь при этом в рамках той эстетики, которую задала художница.

Съемочная группа старалась бережно воссоздать в своем творении ту атмосферу, которая была создана Габриэль Винсент в ее книгах. Сама писательница и художница многократно отказывалась от всех предложений по экранизации его произведений, потому что предложенные варианты адаптации казались ей слишком безличными. Права на экранизацию своих произведений Габриэль Винсент лично так и не продала.

Стоит отметить, что мультфильм, хоть и основан на произведениях бельгийского автора, все же является оригинальным, и содержит не только «габриэлевские» сцены, но и более современные. Сложно предположить, как могла бы отреагировать художница на эти вольности создателей мультфильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя», но можно предположить, что художественное решение ленты ей обязательно пришлось бы по душе.

Авторы этой картины — полностью акварельной — продемонстрировали свое мастерство, создав удивительно тонкие линии и бережно и внимательно относясь ко всем деталям. Пейзажи и прочие сцены создавались художниками под впечатление от рисунков Габриэль Винсент. И все же сами персонажи в мультике тоже претерпели некоторые внешние изменения и полными «клонами» книжных героев Габриэль Винсент их назвать не получится.

Немного была изменена и схема отношений между героями, которые в книгах Габриэль Винсент строились на основе взаимоотношения героев, которые воспринимаются только как «ребенок – дитя» (хотя определенно сказать, кому какая роль принадлежит, не получится).

Даниэль Пеннак решил несколько изменить взаимоотношения героев. Крошечная мышка неожиданно становится главной, заботясь о медведе, поучая его и придумывая, как поступать в той или иной ситуации. Сценарист сконцентрировался на том, что его интересует больше: и это не детско-родительские отношения в любой их форме, а история дружбы – удивительного по своей природе явления.

Пеннак исследует дружбу, которая становится сильнее мира, который устраивает охоту на друзей. Два мира, придуманные сценаристом, готовы уничтожить как отношения героев, так и их самих, причем не только – антагонистически.

Да, разумеется, мыши шокированы тем, что Селестина дружит с медведем, а в мире Эрнеста нет места мышам. Но стоит помнить и о том, что их миры, которые должны быть для персонажей родными, давят на героев не меньше. Мышка не может рисовать, потому что ее ждет другая профессия, и медведь вынужден подчиниться требованиям общества, становясь адвокатом, который навсегда должен забыть о сцене.
Встреча героев предопределена, как и то сражение, которое предстоит принять этим героям.

Просто удивительным можно назвать эффект, который производит эта лента на зрителя. При некоторой стилистической скупости (разумеется, в сравнении с творениями западных мультипликационных гигантов) картина захватывает дух, цепляет за душу в лучшем смысле этого слова, поражает поворотами сюжета.

Но авторы не дают нам забыть о том, что перед нами – сказка, самая настоящая, в которой есть место чудесам и счастливому финалу.
В качестве иллюстрации можно привести такой пример: Селестина мечтает рисовать, но, по наставлению своих родственников, должна стать дантистом – эта профессия так востребована в мышином мире. Только зритель сталкиваемся с таким «реализмом», как сразу же авторы «включают» «сказочный» прием — рассказ о том, что мышки забирают выпавшие молочные зубы детей и взамен них оставляют монетки.

Зритель на протяжении этой картины постоянно находится вовлеченным в то, что видит на экране, и получает все новую и новую порцию удивления раз за разом.

У этой истории есть и мораль, что огромная редкость для кассовых историй – если хранить верность дружбе, можно перевернуть даже мировые устои.

Актеры дубляжа

Медведя Эрнеста в русском прокате мультика озвучил Александр Пушной – телеведущий, шоумен и музыкант, который получил известность как участник одной из команд КВН.

Мышку Селестину в отечественном прокате мультипликационного фильма озвучила Татьяна Лазарева — телеведущая и комедийная актриса, которая стала знаменитой после участия в КВН и проектах «ОСП-студии». Именно Татьяна Лазарева записала вступительное слово к российскому трейлеру фильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя».

Прокат и успех

Критика и зрители во всех странах мира были просто очарованы мультипликационным фильмом «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя». Мультипликаторам, как отмечают специалисты, удалось создать двухмерную картинку, которую совершенно нельзя назвать плоской, и что самое важное – она таковой и не воспринимается.

Мультфильм «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» был впервые показан в рамках «Двухнедельника режиссеров» на Каннском кинофестивале в 2012 году, получив теплый прием от самых взыскательных критиков. Мультфильм назвали восхищением от начала до конца, была оценена анимация и сценарий ленты, которые созданы с уважительным отношением к литературной основе, но в то же время являются оригинальными и показывают самобытность авторов картины.

Бельгийские критики также высоко оценили мультфильм, назвав созданную историю очаровательной и смешной, но в то же время затрагивающей и некоторые социальные вопросы.
Премьера мультфильма «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» в России состоялась на Большом Фестивале Мультфильмов. Освещая это событие, журналисты в блоге Анимационного сообщества назвали ленту необыкновенно красивым шедевром рисованной анимации, а его создателей – Бенжамина Реннера, Венсана Патара и Стефани Обье – совершенным трио профессионалов. Отмечен и удивительный сценарий Даниэля Пеннака.

Мультфильм был удостоен премии «Сезар» как лучший анимационный французский фильм.

Мультипликационный фильм «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» — одна из самых удивительных картин последнего времени, которая невероятно понравилась и критикам, и зрителям, что является большой редкостью и говорит о высоком уровне режиссуры этой ленты. Этот мультфильм стоит смотреть всей семьей, потому что удивительно добрая история о мышке и медведе не сможет оставить равнодушными ни детей, ни взрослых.

Премьера картины «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» не сопровождалась масштабной рекламной кампанией, но не должна остаться незамеченной, а потому стоит как можно скорее ее посмотреть.