Omohide poro poro

Omohide poro poroМультипликационный фильм «Еще вчера» был выпущен знаменитой студией «Ghibli» в 1991 году, а его премьера состоялась 20 июля в Японии. В ограниченный прокат в России мультфильм вышел 8 мая 2008 года. Режиссером картины, известной в нашей стране также под названиями «Капельки воспоминаний» и «Сочащиеся воспоминания» стал известный режиссер аниме Исао Такахата, а продюсером ленты выступил культовый в мультипликации режиссер Хаяо Миядзаки.

Именно второй вариант названия, в оригинале – «Omohide poro poro», по признанию авторов картины, отражает то настроение, которые хотели создать мультипликаторы, рассказывая зрителю историю о 27-летней девушке, которая возвращается в места своего детства и вспоминает о том, что происходило с ней более пятнадцати лет назад. Словно капельки воды воспоминания о прошлом постепенно проникают в настоящее и, собираясь воедино, становятся именно той водой, которая «камень точит».

Сюжет мультипликационного фильма «Еще вчера», как это часто бывает с аниме, основан на одноименной манге, придуманной Окамото Хотару и нарисованной Юко Тоном. Картина получилась довольно оригинальной, потому что оказалась не похожей на то, что обычно привыкли видеть на экране поклонники аниме. 

Мелодраматическая история создавалась для взрослой аудитории, преимущественно женской, но неожиданно кассовый успех ленты оказался просто огромным, и картину посмотрела большая аудитория зрителей обоих полов. Только в Японии мультипликационный фильм «Еще вчера» посмотрели более двух миллионов человек, что сделало эту ленту самым кассовым фильмом в этой стране в 1991 году.

В центре сюжета мультфильма «Еще вчера» — история о незамужней девушке Таэко, которая однажды решает взять отпуск, чтобы покинуть родной Токио и отправиться в деревню. Формально она будет помогать своим родственникам, занимающимся сборами сафлора, но на самом деле эта поездка – своеобразное бегство от городской жизни.

Как известно, от себя убежать невозможно, и героиня никак не может отделаться от воспоминаний из своего детства, пытаясь понять, почему они стали посещать ее именно сейчас. Таэко придется вспомнить о школьной поре, о периоде взросления и первой влюбленности, об отношениях с родителями и сестрами, и при этом нужно будет еще и отвечать на вопросы родственников о том, что хочет девушка от жизни сейчас.

Поездка, в которую еще ребенком хотела отправиться Таэко, случилась гораздо позже, хотя и была необходимой маленькой девочке. И именно это помогает героине понять, свою истинную сущность и найти собственное место в мире.

История создания

Манга Окамото Хотару и Юко Тона «Капельки воспоминаний» — это своеобразные мемуары, сборник рассказов об 11-летней девочке Таэко, детство которой приходится на конец 60-х годов двадцатого века. Рассказанные авторами истории наполнены ностальгическими чувствами и теми приметами времени, которые были свойственны той поре: кумирами, их песнями, фильмами, телевизионными программами.

Именно потому, что в манге, которая стала основой для мультипликационного фильма «Еще вчера», рассказываются лишь отдельные истории из жизни девочки Таэко, режиссеру Исао Такахате было довольно сложно адаптировать сюжет для полнометражного фильма. Тогда Такахатой как автором сценария было придумано своеобразное обрамление для этого повествования – путешествие взрослой Таэко в деревню и ее воспоминания. Сюжетный ход с поездкой девушки в Ямагату и ее отношения с Тошио – сценарная придумка Исао Такахаты.

По традиции, создавая аниме, японские мультипликаторы тщательно подходят к каждой детали. Так, достаточно достоверно авторы мультипликационного фильма «Еще вчера» воссоздают пейзажи тех мест, где разворачивается действие, — это один из районов Ямагаты, а также курортный городок в предгорье Зао и Токио.

Прорисовка персонажей мультипликационного фильма «Еще вчера» несколько отличается от традиционной для японского аниме: в этой картине лица и мимика героев сделаны в более реалистичной манере. Именно поэтому сначала были записаны голоса актеров, которые озвучивали героев ленты, а потом уже создавались рисунки с персонажами – обычно так поступают на западных студиях мультипликации, но на этот раз такой маневр потребовался для того, чтобы сделать синхронизацию голосов и мимики правдоподобной и реалистичной. Единственным исключением стал персонаж маленькой Таэко, который был нарисован до того, как записали озвучку.

В качестве музыкального сопровождения в мультипликационном фильме «Еще вчера» используются музыкальные мотивы народных песен разных стран, преимущественно — Восточной Европы, особенно в сценах сельской жизни. В картине можно услышать румынские, венгерские и болгарские народные мотивы.

Главные герои

Таэко – одинокая 27-летняя девушка, которая живет и работает в Токио и решает взять отпуск, чтобы поехать в деревню к родственникам, как мечтала в детстве. По дороге Таэко начинают преследовать воспоминания о ее детстве, но они не тяготят и не пугают ее, а просто заставляют задуматься о своем месте в жизни.

Нанако – старшая сестра Таэко, старший ребенок в семье, довольно прогрессивная девушка, одна из тех, кто первым стал носить мини-юбки в Токио. Довольно своенравная девица, которая не очень-то считается с мнениями младшей сестры.

Яэко – сестра Таэко, средний ребенок в семье. В детстве Яэко не раз конфликтовала с младшей сестрой из-за того, что не хотела делиться с ней своими вещами. В юности девушка была влюблена в одну из известных артисток.

Госпожа Окадзима – мать Таэко, довольно холодная женщина, которая, воспитывая Таэко, радовалась не столько ее успехам, сколько послушанию.

Господин Окадзима – отец Таэко, эмоционально отстраненный и вечно занятой мужчина, типичный токиец той поры.

Бабушка – закаленная трудными временами пожилая женщина, которая проживает в семье своей дочери в городе.

Тошио – деревенский парень, который встречает повзрослевшую Таэко на вокзале и привозит в родное село, постепенно сближаясь с девушкой.

Сюжет

Работа в офисе – не самое веселое занятие, а потому Таэко Окадзима берет десятидневный отпуск, чтобы отправиться в Ямагату. Даже начальник удивляется такому странному выбору места, но девушка уверяет, что просто решила отдохнуть на природе. Предвкушение предстоящей поездки напоминает Таэко о том, как в детстве она с нетерпением ждала каникул, чтобы совершить увлекательное путешествие.

Учебный год подходил к концу, и скоро все одноклассники Таэко должны были разъехаться по деревням и курортам, чтобы провести там свои каникулы. В ту пору десятилетняя девочка не знала о том, что у ее семьи нет близких родственников в деревне, а потому на просьбу ребенка никто из взрослых так и не откликнулся.

Когда семья собралась за столом, и Таэко решила озвучить свое желание совершить небольшое путешествие, мать, которая была не очень довольна успеваемостью девочки по математике, сообщила, что поездка – это не самая лучшая идея. И все же, чтобы сменить обстановку, было решено, что Таэко с бабушкой и сестрами отправится в Онойя.

Курорт Онойя располагается на горячих источниках Атами, и семья Таэко не раз бывала там, а потому бабушка поддержала идею дочери и решила забронировать жилье для отдыха. А вот сестры, которые так расписывали для Таэко все прелести этой поездки, предпочли от нее отказаться.

Узнав о том, что в Атами можно принимать самые разные лечебные ванны, Таэко стала с нетерпением ждать поездки. Ребенку настолько хотелось новых впечатлений, что девочка и представить не могла, что на месте ей окажется так скучно. И все же, Таэко была рада тому, что во время каникул она побывала в путешествии, о котором потом вся семья вспоминала с улыбкой.

Вырваться из плена воспоминаний Таэко заставляет звонок сестры, которая звонит, чтобы попрощаться с девушкой, которая собирается в отпуск. Как и много лет назад, Нанако не понимает, почему Таэко решает отправиться в такое странное путешествие, но теперь повзрослевшая героиня может не объяснять причин своих поступков родственниками.

Мать Таэко снова сердится на нее, как и тогда, когда девочка совершала проступки. На этот раз причина в том, что девушка отказалась от традиционной помолвки — оимай, а ведь ей уже двадцать семь, и отказываться от «удобного» мужа точно не стоит. Да и вообще, характер Таэко кажется родственникам слишком переменчивым: в прошлом году девушка внезапно бросилась помогать дальним родственникам на ферме.

Теперь, когда Нанако вышла замуж, Таэко с удовольствием ездит к ее новым родственникам в деревню и помогает с уборкой урожая: в прошлом году это был рис, а в этом – сафлор, растение, которое используется для получения красителя. Но Нанако твердо уверена, что лучше было бы отправиться на курорт и заняться поисками мужа.

Когда разговор заходит о прошлом, Нанако не упускает шанса упрекнуть сестру в том, что, видимо, та до сих пор таит в себе обиды, раз никак не может отпустить детские воспоминания. Хотя на самом деле это совершенно не так, и девушка снова переносится туда, где, как ей казалось, она была весьма счастлива.

Отправляясь на вокзал, Таэко проходит мимо лавки с фруктами и вспоминает о том, как ее семья впервые попробовала ананас, привезенный отцом из командировки. Этот вкус героиня запомнила навсегда, как и те обстоятельства, в которых его узнала.

Таэко вспоминает тот момент, когда ее желание исполнилось, и на столе оказался большой заморский плод. В 60-е годы двадцатого века в Японии знали только консервированные ананасы, а потому появление такого деликатеса в доме стало настоящим событием.

Плод для японцев был настолько диковинным, что родители даже не знали, как подступиться к ананасу, а потому к его поеданию приступили только через неделю после покупки: после того, как Нанако узнала, как нужно его чистить и резать.

В тот день за столом собралась вся семья, а когда каждый попробовал доставшийся ему кусок, все лица скривила гримаса – ананас оказался нестерпимо кислым. В тот день всем семейством было признано, что именно банан является королем фруктов, а ананас пришлось доедать Таэко в одиночку: девочка чувствовала свою вину за то, что именно из-за ее просьбы отец так потратился.

Пока путешествие Таэко в деревню только начинается, и девушке еще предстоит вспомнить и о том, как в Японии началось увлечение музыкальными группами, вызванное гастролями легендарных «The Beatls», как стали взрослеть сестры, а потом и сама Таэко, как проходила ее первая школьная влюбленность и весь переходный возраст.

Но на всем продолжении своего пути девушка будет размышлять только о том, почему эта маленькая девочка возникла в ее памяти именно сейчас, пока ответ на этот вопрос не станет очевидным.

Несмотря на то, что в мультипликационном фильме «Еще вчера» нет ни постельных сцен, ни сцен жестокости и насилия, смотреть его рекомендуется взрослым зрителям именно потому, что, только имея собственный «багаж» воспоминаний, можно особенно глубоко прочувствовать все тонкости этой двухчасовой ностальгической мелодрамы.

Не лишена картина и традиционного для произведенных студией «Ghibli» мультфильмов экологического подтекста, который напоминает на этот раз о необходимости природного равновесия. В целом же лента получилась необыкновенной спокойной, простой, но притягательной и увлекающей в тот мир, что воссоздан на экране.

Мультипликационный фильм «Еще вчера» — это возможность для зрителя отдохнуть от причудливых сюжетов, постоянной гонки, большого количества ежеминутно меняющейся информации и даже – помедитировать. Исао Такахата смело берется за сюжет, который нельзя назвать излишне оригинальным, и удерживает внимание зрителей не событиями, а размышлениями о них.

Воспоминания, нарисованные пастельными красками, оказываются чуть ярче, чем реальная жизнь, когда в ней нет того, что тебе по-настоящему важно. Картина покоряет своей непосредственностью и при этом оказывается удивительно реалистичной, заставляющей задуматься и даже принять решение, когда не хватает всего лишь одного шага, чтобы изменить свою жизнь.