Ежик в тумане

Мультипликационный фильм, созданный Юрием Норштейном, получил название «Ежик в тумане». Этот мультфильм стал культовым и известным за пределами Российской Федерации. Мультипликационный фильм «Ежик в тумане» был снят в 1975 году на студии «Союзмультфильм».
Свои первые награды мультипликационный фильм «Ежик в тумане» получил в 1976 году в Тегеране на Фестивале фильмов для детей и юношества и во Фрунзе на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов. Мультфильм «Ежик в тумане» в 2003 году признали лучшим мультфильмом всех времен. Такой вывод был сделан на основе опроса 150 мультипликаторов и кинокритиков в разных странах мира.

История создания

Юрий Норштейн решил создать свой шедевр, основываясь на сказке Сергея Козлова, которая носила название «Ежик тумане». Юрий Норштейн говорил, что на самом деле в мультфильме нет совершенно никакой интриге в происходящем в нем. В динамике нет никаких действий. Возможно, что при создании мультфильма «Ежик в тумане» совпали все его элементы, что, можно сказать, является счастливым случаем.
Многие считают, что прототипом для создания образа ежика является профиль Людмилы Петрушевской. Но эти свидетельства носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, сам Юрий Норштейн писал, что процесс создания Ежика совершенно не был связан с Петрушевской. А с другой стороны, в книге Петрушевской четко описан эпизод создания Ежика.

Мультфильм «Ежик в тумане» очень полюбился зрителям. Он стал легкоузнаваемым и цитируемым, кроме того, образы, которые были созданы для мультфильма, у многих других авторов получили очень символическое значение.
В своей книге «Тайное братство счастливцев» Сергей Магомет писал: «Я вышел на рассвете оттуда, оказался посреди сумасшедшего тумана. Двигался я в утреннем тумане, словно сказочный ёжик, изумлялся искажённым краскам мира и его пропорциям».
Мультфильм «Ежик в тумане» стал популярным и зарубежом. Осенью 2009 года в американском мультипликационном сериале «Гриффины» была использована пародия на мультфильм «Ежик в тумане» в эпизоде «Spies Reminiscent of Us».

Так же в российском мультфильме «Смешарики» одна из серий, которая называется «Ежик в туманности» сделана по аналогии со знаменитым «Ежиком в тумане».
Кроме книги «Ежик в тумане» Сергей Козлов написал ряд других, которые так же стали экранизироваться после оглушительного успеха первого мультфильма. Так в свет вышли мультфильмы «Трям!Здравствуй!», «Как Ёжик и Медвежонок встречали новый год», «Осенние корабли», «Зимняя сказка» и «Удивительная бочка».

Создатель лучших японских анимационных фильмов — классик Хаяо Миядзаки говорил, что мультфильм «Ежик в тумане» является одним из его самых любимых творений российских мультипликаторов. А создателя мультфильма Юрия Норштейна Хаяо Миядзаки назвал талантливым художником и человеком знающим свое дело.
Премьера спектакля «Ежик в тумане» состоялась в конце октября 2012 в Харьковском государственном академическом театре кукол, названном в честь В. А. Афанасьева. В этом спектакле было объединено несколько произведений поэта и писателя Сергея Козлова.
В 2003 году мультипликационный фильм «Ежик в тумане» был признан анимационным фильмом № 1 всех времен. Выбор проходил в Японии, в Токио. Мультфильм выбрали из 150 лучших анимационных фильмов всех времен Японии и мира. А еще одно творение Юрия Норштейна «Сказка сказок» заняла второе место.
Лучший мультфильм в мире — это «Ежик в тумане».
Мультфильм «Ежик в тумане» уже почти десять лет, как признан лучшим мультфильмом среди всех своих рисованных, пластилиновых и компьютерных сородичей. Именно такое превосходство было доказано на известном Мультипликационном фестивале, который в 2003 году проходил в Токио. Мультфильм «Ежик в тумане» был признан лучшим мультипликационным фильмом всех времен и народов.

Днем рождения мультфильма можно считать 1975 год, а местом его рождения — киностудию «Союзмультфильм». Режиссером мультфильма стал Юрий Норштейн, на данный момент он является кавалером Ордена Восходящего Солнца. Такое звание Норштейн получил «за исключительные заслуги перед Японией». Для многих мировых мультипликаторов именно Норштейн стал учителем и наставником, поэтому они не бояться, а даже с гордостью отвечают, что мультипликационному делу учились у Юрия Норштейна.

За основу мультфильма была взята сказка, написанная Сергеем Козловым с одноименным названием «Ежик в тумане». Мультфильм был выпущен еще во времена Советского Союза, когда в прессе довольно часто упоминалась фраза «счастливое советское детство». А звучала она очень серьезно и достаточно часто. Все произведения, создаваемые для детей тех времен, были пронизаны октябрятским задором и исключительной веселостью. А Сергей Козлов, написавший свои книги о приключениях Ежика и Медвежонка, напомнил людям, что далеко не все дети такие задорные и веселые, некоторые из них бывают очень грустными и задумчивыми, тихими и молчаливыми. Дети могут смотреть на мир грустными глазами, которые все понимают, а так же чаще всего такие дети отождествляют себя с сумерками — удивительным временем суток.
Эта идея очень понравилась Юрию Норштейну и киностудии «Союзмультфильм». История очень трогательной дружбы между Ежиком и Медвежонком, которые встречались для того, чтобы вместе попить чай с малиновым вареньем и посмотреть на звезды. Как говорится в тексте книги — слева от трубы были звезды Ежика, а справа от трубы звезды Медвежонка. А когда Ежик попал в туман, весь его мир перевернулся с ног на голову, все перемешалось и перепуталось. В этом странном перевернутом мире осталось нетронутым только его друг и великолепное тепло самовара, от которого пахло можжевеловым дымком. А таинственная лошадь так и осталась где-то в загадочном тумане.

Для того, чтобы воплотить идею в реальность нужно было приложить очень много усилий. Ведь сюжет мультфильма был очень необычным для советского времени, а, следовательно, нужно было найти необычное мультипликационное решение. Но в итоге все оказалось значительно проще. Художественные средства, с помощью которых достигался эффект растворения Ежика в таинственном тумане оказались очень простыми. Ведь, если бы пришлось что-то изобретать и придумывать сложные решения, то можно было просто напросто потерять глубинный смысл мультфильма, его простоту и загадочность. Мультфильм наполнен глубоким психологическим подтекстом.
Для того, чтобы создать туман Юрий Норштейн решил применить самый простой и можно даже сказать подручный материал. Этот спецэффект являлся одним из самых первых спецэффектов в истории мультипликации. А все выглядело следующим образом. Нарисованную фигурку Ежика помещали на обычный белый фон, а сверху на него клали очень тонкую кальку. Когда картинка была спроецирована на экран, эту тончайшую кальку начинали поднимать, именно так Ежик растворялся в тумане.
Что же касается образа главного героя, то многие утверждают, что он был списан с Людмилы Петрушевской, которая работала совместно с Юрием Норштейном над мультфильмом «Сказка сказок». Но сам Норштейн отрицает все предположения, и утверждает, что сходство получилось случайным. Что же касается озвучивания, то им занималась актриса Мария Виноградова, работавшая ранее над мультфильмом «Каникулы в Простоквашино». В нем она озвучивала Дядю Федора, а кроме того, она являлась голосом знаменитой Одри Хепберн в русском дубляже.

Но стоит отметить, что Юрий Норштейн очень сильно изменил и настроение сказки, и весь ее сюжет. По его предложению акценты были перерасставлены, добавлены неиспользованные Козловым ранее штрихи и детали. А точнее просто было добавлено побольше тумана. Из-за всех преобразований мультфильм вышел очень взрослым и очень тонким, в нем через какое-то марево прорезаются разгадки вопросов вселенской важности.
Мультипликационный фильм «Ежик в тумане» является довольно психологичным. Из утверждений психологов следует, что с помощью мультфильма «Ежик в тумане» можно оценить и проверить эмоциональный фон ребенка. Когда ребенок довольно спокойно смотрит мультфильм, не переживает и точно знает, что все будет хорошо, это означает, что у ребенка довольно стойкая психика и оптимистичный жизненный настрой. А вот если ребенок постоянно нервничает и сильно переживает за главных героев, когда у него внутри все сжимается, то это указывает на то, что ребенок меланхоличен, и взгляды на дальнейшую жизнь у него весьма унылые.

Есть одно общее утверждение, которому прислушиваются и психологи, и родители ребенка. Если малыш любит смотреть мультфильм «Ежик в тумане», скорее всего он вырастет очень тонко чувствующей личностью, человеком, любящим созерцать мир и замечающем вокруг себя самые обыкновенные чудеса. Это утверждение особенную актуальность приобрело сейчас, когда наступил век компьютерных технологий и достигли необычайного размаха современные средства мультипликации. Нарисованный карандашом «Ежик в тумане» буквально меркнет на фоне появляющихся мультфильмов. Он выглядит очень блекло и просто напросто теряется во всем их многообразии, как в тумане.
Большая часть людей, живущих сейчас, выросла и воспитывалась именно на советских мультфильмах. А «Ежик в тумане» был одним из них.
Для многих самым запоминающимся в мультфильме стало путешествие Ежика в тумане. Особенно место, где он встречает сову, а затем лошадь в тумане. Ежик хочет спуститься к лошади и спросить, не захлебнется ли она этим густым туманом, если ляжет спать. Этот момент настолько трогательный и добрый, что трудно представить внутреннее ощущение Ежика в этот момент.
Памятник «Ежику в тумане».

В Украинской столице есть памятник герою мультфильма «Ежик в тумане». Его авторами стали Колинько Владимир и Куровский Георгий, которые были участниками объединения «Киевская ландшафтная инициатива». Они с самого детства любили мультфильм «Ежик в тумане» и решили увековечить замечательного героя. Ежика решено было сделать деревянным, ведь дерево смотрится намного натуральнее и естественнее металла. По задумке Колинько Владимира и Куровского Георгия главный герой мультфильма должен был сидеть на пеньке и держать в своих лапках маленький узелок с вареньем. Именно так он сидел в мультфильме и ждал появления своего лучшего друга медвежонка. Все желающие могут посмотреть и потрогать своего любимого героя мультфильма, ведь он в буквальном смысле сошел с экранов телевизоров, и теперь радует своим видом жителей города. Единственное «но» — Ежика нужно трогать очень осторожно и по возможности не подпускать к нему маленьких детей, а все это потому, что его иголки выполнены из гвоздей и шурупов.

«Ежик в тумане» не стал первым шедевром скульпторов по дереву, до этого они успели обогатить улицы Украинской столицы скульптурами балерины, Буратино и многими другими своими творениями.
А памятник «Ежику в тумане» можно встретить в самом центре Киева, на пересечении улиц Рейтарской и Золотоворотской и Георгиевского переулка.
Трансграничный смысл мультипликационного фильма «Ежик в тумане».
Все те, кто посмотрел мультипликационный фильм «Ежик в тумане» культового мультипликатора Юрия Норштейна разделились на две половины. Первые — это те, кому мультфильм очень понравился и навсегда запал в душу, а вторые те, кто счел тусклые кадры мультфильма нелепыми, а непонятных героев подстать их непонятному миру, который затянут блеклой пеленой туманного смысла. Интересен тот факт, что все те, кому мультфильм «Ежик в тумане» не нравится, не могут понять смысл этого мультфильма и, следовательно, не считают нужным разбираться в том, что, по их мнению, находится на грани детской наивной изобразительности и вычурного эстетства мультипликаторов. Так же есть такая теория подтвержденная практикой, что те, кому смысл мультфильма «Ежик в тумане» был объяснен, свое отношение к нему изменили на противоположное и становились настоящими поклонниками мультфильма.

Главный вопрос заключается в том, почему же именно этот советский мультфильм из всего многообразия мультфильмов снятых в Советском Союзе. Он покорил весь мир и занял самое главное и почетное место в зале мультипликационной славы, где обрел вечное пристанище. А ответ на этот вопрос достаточно простой. Все дело в том, что мультфильм Юрия Норштейна сопоставляет в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов. Они предстают перед зрителями в виде символов. Именно из-за этого те люди, которые обладают определенным складом ума, чувствуют в мультфильме «Ежик в тумане» что-то очень близкое их личному человеческому бытию. Так и Юнг утверждает, что архетип существует, и он говорит о нем, как о специальном уровне бессознательного, того, что выходит за пределы личности. Символы загробного и потустороннего мира выражаются в виде архетипов в мультфильме «Ежик в тумане». Они очень четно соотнесены с персонажами и образами мультфильма, а так же вполне вкладываются в традиционные трактовки мифологической составляющей мультфильма.
Можно сказать, что интерпретируя сказочную семантику исходя из ее мифических истоков, мультфильм Юрия Норштейна выглядит как некое путешествие, в которое отправляется главный герой. Это путешествие проходит между двух миров — миром реальным и миром потусторонним. В основном это толкование больше подходит к книге, которую написал Сергей Козлов, а уже потом к мультфильму. Но мультфильм созданный Юрием Норштейном значительно превосходит текст сказки в плане образов-символов, которые восходят к древнейшим архетипическим образам. Эти архетипические образы выявляются в верованиях и мифах, снах, произведениях литературы и, конечно же, в бредовых фантазиях.

Переправа в иное царство является как бы осью мультфильма. Самым ярким моментом пространственного движения героев является эта самая переправа в иной мир. Существует так же определенная зависимость между действиями героя в мультфильме и происходящем вокруг него. Так, земля, по которой идет Ежик, имеет определенную форму — она круглая и в связи с этим, когда герой движется земля под ним так же приходит в некое движение. Именно эти обстоятельства играют очень важную роль в контексте мультфильма.
Действия мультфильма разворачиваются в особое время года. Осень — это то самое время, когда земля обретает некую таинственность и отрешенность. Именно осенью наиболее остро ощущается одиночество и таинственность происходящего вокруг. Осенью все земное умирает. По замыслу создателя мультфильма его главный герой так же должен умереть, но не в прямом, а в символическом смысле. Ежик совершает настоящее путешествие в царство мертвых и именно там познает свою главную истину. После такого тяжелого и физически, и психологически путешествия Ежик как бы перерождается и начинает жить новой жизнью. Такое перерождение говорит о том, что все в этом мире носит цикличный характер, это же относится и к природе, и ко времени года.

Для того, чтобы показать именно природную сторону вопросы в качестве основных героев были выбраны звери. Из-за этого возникает вопрос о том, как же звери могут попадать в царство мертвых и познавать там высший смысл жизни, ведь во многих религиях путь в царство теней доступен только человеку. А в мультфильме Ежик и все другие герои являются сутью природного начала и духовного самосознания.
Окружающее вокруг — туман, сумерки и осень очень четко отражают то, что творится в душе главного героя мультфильма. Его внутреннее состояние очень серое, сумрачное, можно даже сказать предсмертное. Буквально через короткое время после того, как Ежик отправился в гости к своему лучшему другу Медвежонку, он увидел в разлитом по всей планете тумане удивительные и чарующие силуэты лошадки, которая находилась в этом самом тумане.
Откровение, которое уготовано Ежику — это и есть та самая Лошадь. Маленький Ежик без раздумья и колебаний спускается в завораживающий мир тумана для того, чтобы посмотреть, что же находится там внутри. Лошадь так далеко, она неуловима, но любопытство оказывается намного сильнее, и Ежик движется вперед. Жанр мультфильма «Ежик в тумане» можно назвать визионерским. К сожалению, понимание пространства после смерти не имеет отношение к средневековым и христианским культурам, оно ближе к древним культурам. Мультфильм сильно отливается от произведения Данте Алигьере «Божественная комедия», в которой автор так же отправляется в особое путешествие, путешествие Ежика несколько отличается. Ведь Ежик в своем путешествии не попадает ни в рай, ни в ад в его традиционном понимании. Именно через то место, где все земное и привычное изменяется, меняются привычные характеристики предметов, представляется зрителям хронотип.
Необычное место, в которое попадает Ежик, оказывается очень странным для его понимания, ведь в нем то существо, которое, казалось бы, должно быть мудрым и тихим ведет себя совершенно не логично. Здесь речь идет о сове, которой Ежик говорит «Псих!». А безмолвная в реальном мире рыба превращается в разговорчивое существо. Но самое нелогичное происходит с огнем, который должен быть соединением света и тепла. В туманном потустороннем мире огонь превращается в холодных и далеких светляков.
Лошадь является самым главным откровением Ежика, которое ему необходимо пережить. По своему цвету, она представляет некое божественное откровение, ведь оно так же должно быть белым. В мифологии лошадь является солярным символом, который для Ежика становится ночным лунным конем. В этой особенной сказке природа так же изменяет знак на противоположный. Необходимость духовного перерождения Ежика отражается в его стремлении узнать, что происходит с Лошадью в тумане. Ежик не до конца осознает, что откровения недостаточно рационального познания Лошади. Просто узнать о Лошади что-то для Ежика не достаточно. Именно по этой причине он и подходит к большому Дубу.
Дуб является не просто деревом, а он является Деревом Жизни, Мировым Деревом, именно в Дубе соединены три мира — небесный, земной и подземный. Кроме того, дерево так же проходит через границу трех миров топографически. К методам познания применима эта «троица». Ежик очень потрясен строение огромного дуба, ведь в нем воплощено эмпирическое, метафизическое и рациональное познание. Юрием Норштейном в мультфильме «Ежик в тумане» показана безбрежность познания, которая противопоставлена маленькому Ежику в виде огромного Дуба. Именно рядом с Дубом Ежик вспоминает об очень земной вещи — мешочке, в котором находится баночка малинового варенья, которое он взял специально для своего друга Медвежонка. Баночка с вареньем здесь выступает как сказочный предмет, который Ежику приносит Собака. Именно Собака является одновременно проводником и помощником в мире мертвых и добрым сказочным животным.

Так же на своем пути Ежик встречает Реку, которая является очень важным элементом сакральной топографии и мифологическим символом. В некоторых мифологических толкованиях Река выступает в качестве стержня Вселенной, некоего мирового пути, который пронизывает нижний, средний и верхний мир, а так же имеет пограничную функцию. Река является рубежом между этими пространствами. Познание символизируется погружением в реку, переправа по реке — это знак завершения какого-то важного дела и обретение новой жизни. Когда Ежик попадает в Реку, там он встречается с добрым духом-помощником, который и выносит Ежика на противоположный берег Реки. Этим помощником становится говорящая Рыба. Можно провести аналогию с традиционной архитектоникой рая и ада. Река, которая изображена в мультфильме «Ежик в тумане» схожа с рекой Летой или по-другому Рекой Забвения. Эта река протекает около Райского Сада, а воды ее обладают удивительным свойством — они смывают память о грехах, смывая все плохое с очистившихся душ. А вот для Ежика река является своеобразным порогом, который знаменует ступень в его развитии, где сакральные мысли поняты, а старое отброшено. В мультфильме Ежик благодарит Рыбу говоря ей «спасибо», на что Рыба отвечает ему «не за что». Это «не за что», которое произнесла рыба, является отрицанием благодарности за спасение, ведь Ежик основную часть пути прошел сам, он сам подготовился к пониманию истины.
Когда Ежик отправлялся в путешествие, для него главной являлась встреча с Медвежонком. Они вместе считали звезды, и пили чай с малиновым вареньем. Мотивом познания в мультфильме так же является подсчет звезд. В мультфильме так же не раз упоминается о другом сакральном знании — о бессмертии. Повторяющееся на протяжении всего мультфильма сгорание можжевеловых веточек в огне является ярким образом такого знания. Ведь именно на этих веточках Медвежонок всегда ставит самовар. В мифологии с можжевельником ассоциируются представления о красоте и бессмертии, о величии и неразрушимости. Так же с ним ассоциируется символика смерти и ее преодоления, которое является началом вечной жизни. Ежик очень потрясен тем, что для него открылось огромная картина Вселенной, он даже не слышит слова Медвежонка, потому что погружен в свои собственные мысли относительно бедной Лошади, которая осталась в тумане. Ежик думает о том, как же она там, в этом бесконечном тумане.

В итоге

На самом деле Ежик, которого так четко отобразил в своем творении Юрий Норштейн, является не только Ежиком, но и своеобразным образом человека, но только не в своем обличье. Этот самый Ежик находится на определенной ступени своего жизненного цикла, в том времени, когда в его сознании наступила уже глубокая старость, а он все еще не знает суть Божественной истины. Состояние души Ежика можно сравнить с прохладным вечером, в который он решил отправиться в гости к своему другу Медвежонку. Символом неизвестности выступает облако густого тумана, который Ежик встречает на своем пути. Ежика заставляет зайти в густой туман чувство неизвестности и обычное любопытство, ведь он так хочет приблизиться к Белой Лошади, которая является своеобразным откровением. Все, что внутри тумана пугает Ежика и кажется ему совершенно чужим и не известным. Возможно, этот мир пугает главного героя из-за того, что знакомые существа ведут себя не так как обычно, а с точность да наоборот. Тропинка приводит Ежика к Дубу, который служит центром Вселенной. Для Ежика стало настоящим потрясением открывшаяся перед ним Истина мироздания, а теперь главной его целью стало Откровение, к нему Ежик стал уже подготовлен. Это Откровение является еще одним шагом по преодолению последнего момента его осенней жизни.
Река, в которую попадает Ежик, смывает с него все старое и переносит его на другой берег с помощью Рыбы. Таким образом, Ежик выбирается из Реки и становится уже преображенным и возрожденным. А вот Откровение в виде Лошади в мультфильме не показано, так как очень сложно передать все тонкости этого удивительного мира. Откровение оставляет очень сильное впечатление в душе Ежика, ведь он, оказавшись у Медвежонка, не перестает думать о Лошади. Ежик не задается вопросом о том, кто же эта Лошадь, почему она забрела сюда и где была до этого. С самого начала Ежика интересует лишь то вопрос, «не утонет ли эта бедная Лошадь в тумане?». То есть если интерпретировать эту мысль получится, что Ежик переживает на счет того, сможет ли его разум вместить в себя то самое Откровение или нет. А уже после перерождения Ежика заботит вопрос о том, как Лошадь сейчас в тумане, что означает, что разум Ежика познал откровение не полностью и часть его находится за рамками рационального сознания.

В заключение можно отметить, что Юрий Норштейн в своем мультфильме напрямую обращается к глубинам человеческой души, которые балансируют на грани сознания и бессознательного. Мультфильм «Ежик в тумане» является очень сложным для восприятия, и многие люди могут попросту не понимать его. Для этого нужно время, и часто, повзрослев, маленькие дети начинают улавливать его смысл, но это происходит далеко не всегда.