gadkiy_utenok_oblНа мультфильмах Гарри Бардина выросло не одно поколение зрителей. Этот режиссер знаменит, прежде всего, своими оригинальными анимационными работами прошлых лет, а также как актер озвучивания. Во многих проектах, в которых Бардин выступал в качестве режиссера, его перу принадлежат также сценарии анимаций. А карьеру Гарри Бардин начал в далеких 70-х годах, когда Сергей Образцов пригласил молодого и талантливого режиссера-постановщика в Государственный Центральный театр кукол.

Наибольший успех Гарри Бардину принесли работы, исполненные с применением самой разнообразной техники и материалов – от веревок, проволоки, оригами и до спичек. Используются знаменитым режиссером как традиционные куклы, так и куклы-марионетки, а также пластилин.

Наиболее известными работами Бардина являются такие мультипликационные фильмы, ставшие в 21 веке классикой, как «Летучий корабль», «Тяп-ляп, маляры», «Выкрутасы», «Серый волк энд Красная Шапочка», «Адажио», «Кот в сапогах» и другие. Работы мастера (Бардин – автор 15 фильмов) не раз получали заслуженные награды всевозможных конкурсов и фестивалей, в том числе – Нику и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля 1988 года.

История создания мультфильма

От момента зарождения идеи до премьеры анимационного полнометражного фильма «Гадкий утенок» (2010г.) прошло долгих шесть лет. Столь длительный период создания связан был, прежде всего, с большим объемом работ. К тому же на момент начала съемок на студии «Стайер» под руководством самого Бардина не хватало опытных мультипликаторов. Над столь масштабным проектом в течение нескольких лет работали всего шесть специалистов-аниматоров.

Изначально режиссер планировал вложиться со съемками в четыре года, однако позднее временные рамки были значительно раздвинуты. Немало времени заняло создание самих кукол — персонажей насчитывается более 400. В редкой для современной анимации кукольной технике всех их приходилось двигать покадрово, что в конечном итоге сказалось на продолжительности рабочего процесса. Одни только съемки заняли в производстве мультфильма три года.

Результатом кропотливой работы всех участников съемочной группы стал оригинальный мультфильм, разительно выделяющийся в общей массе современной продукции анимационного искусства. Созданный практически без применения компьютерной графики, мюзикл «Гадкий утенок» своей картинкой больше напоминает добрые старые мультфильмы советских времен. Действие, как это обычно бывает в кукольных фильмах, происходит в ограниченном пространстве, движется оно неторопливо и вдумчиво под аккомпанемент классической музыки.

Замысел проекта

В основу сюжета полнометражного мультфильма легла знаменитая сказка Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок», впервые опубликованная в далеком 1843 году. Однако от своего литературного оригинала сюжет картины весьма далек. Мультфильм — целиком и полностью авторская интерпретация известной сказки. Как признавался сам режиссер Гарри Бардин, являющийся по совместительству также сценаристом проекта, из истории, рассказанной Андерсеном, он взял лишь единственный фрагмент – превращение главного героя в прекрасного лебедя. Больше из знаменитой сказки Бардин не взял ничего.

Поэтому пластилиновая история так разительно отличается от первоисточника. Окончательно укрепиться в правильности своего решения Бардину помогли наблюдения, итоги которых оказались неутешительными. Как вспоминал режиссер, он все чаще стал отмечать растущую нетерпимость к представителям иной национальности, носителям другой веры, другого языка, поэтому и решился на создание подобного мультфильма. В итоге получилась музыкально-философская притча о нравах в отдельно взятом обществе, аллегорически представленном в виде птичьего двора.

Музыкальное оформление

В мультфильме «Гадкий утенок» зритель услышит классическую музыку из знаменитых балетов Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Все балетные партии были аранжированы под оригинальный сюжет мультфильма. Эту непростую задачу выполнил композитор Сергей Анашкин.

Сама идея совместить анимацию и классическую музыку не нова. В этой связи можно вспомнить произведение подобного жанра, снятое на киностудии Дисней под названием «Фантазия», а также множество других. Но, пожалуй, в случае с «Гадким утенком», впервые было задействовано классическое музыкальное сопровождение к пластилиновому мультфильму. Бардин объяснил свое решение очень понятно: «Потому что покадровая съемка и потому что хотел сделать хорошо».

Музыка выполняет в повествовании едва ли не главную роль. Как и полагается, классические мелодии исполнил классический оркестр. Звуковая дорожка к мультфильму была записана при содействии Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. В связи с тем, что при общей семидесяти пятиминутной продолжительности мультфильма музыка в нем звучит около шестидесяти минут, сам Гарри Бардин с уверенностью заявил о том, что маэстро Спиваков может вполне обоснованно считать мультфильм «Гадкий утенок» своим.

Озвучивание

Над «озвучкой» мультфильма работали такие звезды отечественного кинематографа, как Константин Райкин (Червяк), Армен Джигарханян (Индюк), Юлия Рутберг (Курица), Владимир Спиваков (Петух). Интересным является тот факт, что Селезень-конферансье, объявляющий начало концерта художественной самодеятельности, говорит голосом самого режиссера – Гарри Бардина.

Несмотря на то, что знаменитым актерам пришлось учить не так много текста, работа над озвучиванием мультфильма проводилась очень кропотливая. Так, истеричный Червяк, причитая, говорит с интонациями Константина Райкина. Для того чтобы войти в образ, актеру было рекомендовано «представить себя евреем, который живет в казарме «черной сотни».

В непривычной для себя роли актера выступил знаменитый дирижер Владимир Спиваков, озвучивший самовлюбленного Петуха. Кстати, для самого маэстро роль Петуха оказалась дебютной, как оказался пробным и опыт озвучивания мультфильма с оркестром. Сам Владимир Спиваков, рассказывая о своем решении дебютировать в качестве актера озвучивания, отмечал, что сам он очень любит мультфильмы. Не имея возможности вернуться в детство, он пользуется подобным неожиданным предложением, чтобы вновь почувствовать себя ребенком.

Активное участие в озвучивании мультфильма также принял хор Турецкого. Интересным также является то, что тексты песен, исполняемых обитателями птичьего двора, были написаны популярным российским бардом Юлием Кимом.

Сюжет

Действие мультфильма разворачивается на птичьем дворе, где царят свои традиции и правила. Однажды негласный лидер птичьего сообщества – громкоголосый Петух обнаружил за оградой странный предмет, оказавшийся в конечном итоге яйцом гигантских размеров. Благоразумно рассудив, что если из яйца вылупится цыпленок мужского пола, то «будет мужик в доме», Петух решил присвоить находку и подложил яйцо в кладку к сонной несушке.

Через некоторое время птичье сообщество пополнилось молодняком – выводками цыплят, утят, гусят, индюшат. И лишь одно яйцо оставалось недвижимым. С глубоким опозданием, когда никто и не надеялся, из яйца на свет появился странный утенок. Он был настолько не похож на других обитателей птичьего двора, что сразу же вызвал к себе негативное отношение обывателей. Птенец не имел перьев, он родился совершенно голым, не похожим ни на утят, ни на гусят, ни на цыплят. С самого рождения несчастный птенец был обречен на одиночество.

Интересные факты

  • Для создания главных действующих лиц – обитателей птичьего двора потребовалось немалое количество настоящих перьев и пуха. В общей массе объем столь необходимых элементов птичьего оперения составил восемь больших мешков.
  • Куклы, задействованные в мультфильме, были созданы, в том числе самим режиссером Гарри Бардиным, а также художником Кириллом Челушкиным. Около 400 персонажей создавались с использованием традиционной кукольной техники, с помощью пластилина, а также дополнительно были задействованы плоские марионетки.
  • Общее количество отснятых сцен мультфильма – около 700, отснятых кадров – более 100 тысяч. Для производства фильма было создано несколько десятков макетов.

Прокат

Фильм не имел успеха в прокате. Количество зрителей, посмотревших фильм в кинотеатрах, было минимальным – 38,5 тыс. Затраченные на производство анимации средства — $1 500 000 – не окупились. Кассовые сборы в России составили $162 484, из них фильм собрал в первый уикенд лишь $66000 на 119 копиях, а в последующие три недели — еще $145000.

Как пояснил режиссер картины Гарри Бардин, принявший участие в съемках телевизионной передачи «Пусть говорят», Первый канал Российского телевидения категорически отказался показывать «Гадкого утенка» в эфире. Российский телеканал также отказался от показа, аргументировав это решение непопулярным форматом анимации.

Критика

«Гадкий утенок» с момента своего появления на широких экранах подвергся крупномасштабной критике. Некоторые из кино-аналитиков проводили параллель между анимацией и произведением Джорджа Оруэлла «Скотный двор», другие – ругали проект целиком и полностью – от сюжета до формы воплощения на экране.

Отмечались многочисленные сцены-повторы, музыкальное оформление – классика, положенная на спорный сюжет, затянутость действия, отсутствие динамики в сюжете. Были отмечены такие недостатки, как слабо прописанные характеры героев и невнятное развитие побочных сюжетных линий.

Особой критике подверглась сцена парада, пародирующая знаменитое шествие на Красной площади Москвы. Досталось и финалу мультфильма, который, хотя и приближен к первоисточнику, фактически искажает смысл сказки Андерсена. Многие увидели в заключительной части картины неприкрытую пропаганду мести.

Как бы то ни было, фильм не оставил зрителей равнодушными. Были и хвалебные отзывы. Так, известный писатель и публицист Дмитрий Быков назвал «Гадкого утенка» Гарри Бардина «событием года». Свое мнение он опубликовал в газете «Труд» от 30 декабря 2010 года в статье «Короче и жирней».

Итог

Можно с уверенностью сказать, что «Гадкий утенок» Гарри Бардина – фильм неформальный. Но, как бы то ни было, выход этого проекта в свет – яркое и запоминающееся событие. Сам режиссер уверял, что не ожидал молниеносного взлета своего «Утенка». Прежде чем «взлететь», фильм должен «дозреть».

Кукольные полнометражные мультфильмы – продукт чрезвычайно дорогой, уникальный, а потому, соответственно, — редкий. Рассчитывать на коммерческий успех подобных работ их создателям обычно не приходится. Поэтому производство подобных мультфильмов ради прибыли – дело крайне рискованное. На подобный эксперимент решаются лишь самые именитые режиссеры, которых, вспоминая фразу из знаменитой комедии Эльдара Рязанова, ничто уже скомпрометировать не может. Это — чистой воды искусство ради искусства.

Знаменитый режиссер остался удовлетворен результатом проделанной работы. Сравнивая фильм с дробью, где в числителе значится замысел, а знаменателем является сумма компромиссов, на которые идет автор фильма в процессе съемок, Бардин без хвастовства заявил, что в его случае в знаменателе нет ничего. Режиссер воплотил свой замысел в жизнь именно так, как планировал изначально.

Можно считать «Гадкого утенка» Гарри Бардина явлением знаковым, знаменующим собой возрождение знаменитых традиций пластилиновой мультипликации советских времен. Новое поколение детей, не видящее на широком экране ничего, кроме штампованной 3D-продукции Голливуда, должно, наконец, познакомиться и с другими образцами мультипликационного искусства. Не всегда запланированный в сюжете хеппиеннд должен быть однозначно предсказуем и потому скучен. Истории-притчи, истории, наполненные смыслом и аллегориями, так же нужны современной анимации, как занявшие, несомненно, достойное, но свое собственное место в ряду мультипликационных шедевров «Шрек» и «Алладин». Несмотря на то, что выбранный Бардиным жанр весьма спорный, создатель мультфильма считает, что как только зрителю станет жалко Гадкого утенка и хоть на мгновенье на его глазах выступят слезы, можно считать, что режиссер на сто процентов выполнил поставленную перед ним задачу.