Tu Xia Chuan Qi

kung_fu_krolik_oblКитайская анимация прорывается на мировой рынок. Процесс этот сопровождается рядом сложностей, но сам факт не замечать уже никак нельзя. Мультфильм «Кунг-фу Кролик» (в англоязычной версии «Легенда о кролике») стал первым китайским полноценным анимационным проектом, созданным в популярном ныне формате 3D. И во многом для кинематографа Поднебесной этот фильм стал знаковым, не проходным.

Следует отметить, что отечественному зрителю, в отличие от предметов обихода, китайская анимация не известна вообще, она лишь начинает осваивать мировую арену. Только тогда, когда произошли значительные изменения в политике Поднебесной — начиная с середины 90-х годов 20 века, китайские мастера мультипликации приступили к освоению флэш-анимации, а позднее, уже в 21 веке замахнулись на проект 3D. До выхода в свет «Кролика» попытка создать произведение подобного жанра было воплощена в проекте 3D «Сквозь созвездие Мебиуса» (2005г.) (в российском прокате «Звездная битва: Сквозь пространство и время»). А уже в 2011 году на суд зрителя был представлен «Кунг-фу Кролик» — работа известного китайского мастера мультипликации Лиюн Суня (Сан Ли Джана), который по совместительству является президентом анимации Пекинской киноакадемии. Несмотря на противоречивые отзывы об этой работе, выход мультфильма стал для этой уникальной страны настоящим событием, знаменующим собой возрождение китайской анимационной индустрии.

Конечно же, приступая к работе, китайские мультипликаторы не могли не опираться на опыт американских и европейских коллег. Однако, по мнению многих критиков, сделано это было весьма неумело — простым копированием персонажей и сюжета. Тем не менее, создатели мультфильма отмечали, что ими были достигнуты значительные успехи в создании 3D-образов. Были привлечены лучшие специалисты своего дела, которым удалось создать не только качественную картинку, но и визуальные эффекты — в частности, эффект «движущейся шерсти» персонажей.

Как следует из названия мультфильма, основа сюжета – демонстрация главными героями навыков кунг-фу, в связи с чем в качестве консультантов были приглашены ведущие мастера этого вида восточного единоборства. Работа была проведена весьма кропотливая и заняла в общей сложности, три года. Над мультфильмом работало около 500 специалистов. Да и сумма бюджета была освоена немалая – порядка 18 миллионов долларов, что для Китая – цифра весьма внушительная. Около 80% бюджетных средств были потрачены непосредственно на производство, а оставшиеся 20% — задействованы в рамках маркетинговой компании.

Конечно, анимация, ставшая пробным шагом китайских мультипликаторов, далека от голливудских стандартов, она не может сравниться по качеству ни с творениями таких студий-тяжеловесов, как The Walt Disney Company, Dreamworks или Pixar, поднявшихся в плане 3D-графического мастерства к заоблачным высотам. Тем не менее, аниматоры КНР не падают духом, они готовы не только догнать, но даже перегнать в этом мастерстве ведущие мультипликационные студии Голливуда. Эту мысль подтвердил в своем интервью создатель «Кролика» Лиюн Сунь (Сан Ли Джан). Режиссер отмечал, что лично он не достаточно удовлетворен результатом проделанной работы, но мировому кинематографическому сообществу стоит обратить внимание на все возрастающую роль КНР в полнометражной анимационной индустрии. Ведущие американские киностудии также заинтересованы в завоевании китайского рынка, и в последнее время даже созданы определенные механизмы сотрудничества с китайскими партнерами.

Премьера, прокат

Премьера мультфильма состоялась на Международном Каннском кинофестивале в 2011 году, а позднее история о бравом кролике обошла более 3000 отечественных (китайских) кинотеатров, что сделало его первым анимационным проектом, когда-либо имевшим международный релиз. Произошло это знаменательное событие в июле 2011 года. Позднее студия Тяньцзинь, на базе которой создавался мультфильм, подписала соглашение с американским мультипликационным каналом Cartoon Network, и фильм был выпущен на кинорынок в таких странах, как Тайвань, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Турция и др. Всего анимационный фильм «Кунг-фу Кролик» увидели зрители более чем восьмидесяти стран мира. Параллельно в рамках массовой маркетинговой компании была запущена линия игрушек, изображавших персонажей этой забавной истории, а также был запланирован выпуск комиксов и книги, подробно рассказывающей о создании мультфильма.

Англоязычная версия «Кунг-фу Кролика» была названа нейтрально – «Легенда о кролике». В озвучении этой версии был задействован актерский состав из таких звезд кинематографа, как Майкл Кларк Дункан, Джон Хедер, Ребекка Блэк, Клэр Грин и Том Арнольд.

К сожалению, в прокате «Кролика» ожидал коммерческий провал. Из затраченных на производство фильма CNY120 миллионов (около 18 миллионов долларов) анимация сумела вернуть лишь CNY16.2 млн. бюджета, из которых более CNY10 млн. фильм заработал в первую неделю проката. Столь небольшое количество просмотров и провал фильма в прокате режиссер проекта Лиюн Сунь (Сан Ли Джан) связывал с устоявшимися привычками зрительской аудитории.

Персонажи

Фу – добродушный толстый кролик, главный герой мультфильма. В образе этого длинноухого персонажа нет ничего героического. Кролик живет в маленькой деревушке в гармонии с собой и с окружающим миром. Он печет вкусные пирожки с малиновым вареньем, продает их на местном рынке, тем и кормится. Сам Фу даже не подозревает, что в самом ближайшем времени его размеренная жизнь в корне переменится. Сам того не желая, кролик станет участником невероятных событий, в которых центральное место отведено борьбе за власть над Академией кунг-фу.

Шифу – престарелый примат, мастер кунг-фу. Несмотря на почтенный возраст, Шифу невероятно подвижен, он мастерски владеет всеми приемами боевого искусства, легко двигается, не проявляя при этом никаких признаков старческой немощи. Шифу и дальше бы продолжал обучать молодежь навыкам искусства боя, если бы не коварное вмешательство бывшего ученика – медведя Слэша. В силу обстоятельств Шифу вынужден был распорядиться своим даром самым неожиданным образом.

Критики, отмечая вторичность сюжета мультфильма, особо подчеркивали факт плагиата одного из персонажей – а именно мастера восточных единоборств Шифу. Такой же персонаж является главным действующим лицом популярной франшизы «Кунг-фу панда».

Пеони – юная кошка, дочь мастера кунг-фу Шифу. Каким образом обезьяна (Шифу) стала отцом кошки (Пеони) в мультфильме не поясняется. Как бы то ни было, юная героиня пошла по стопам своего отца – освоила в совершенстве навыки боевых искусств, которые продолжала шлифовать в Академии кунг-фу. По сюжету фильма главный герой – кролик Фу должен передать Пеони некую Скрижаль – глиняную табличку, подтверждающую право наследования Академии. Пеони не раз столкнется с увальнем-кроликом, даже умудрится выручить его в опасной ситуации, однако недалекий Фу девушку почему-то так и не опознает. Героиня отличается организованностью и редким благородством. Именно такая сильная и независимая личность может быть достойна возглавить легендарную Академию кунг-фу.

Слэш – бурый медведь, зачем-то маскирующийся под панду, главный антагонист мультфильма. Бывший ученик Шифу, Слэш никогда не выделялся благородным нравом. Самая главная отличительная черта этого героя – всепоглощающая зависть. Во имя достижения заветной цели (Слэш много лет мечтает стать во главе Академии кунг-фу), медведь готов на любую подлость, вплоть до уголовного преступления. Именно Слэш организует нападение на своего старого учителя с целью захвата власти. Кажется, противостоять этому злобному и опасному персонажу не сможет никто. Однако, как покажет практика, невозможное – возможно. И победит злодея ни кто иной, как вислоухий добродушный Фу.

Бигги – маленький кролик, юный ученик Шифу. К великому сожалению, Бигги не успевает усвоить все уроки Шифу – престарелого мастера боевых искусств убивают. Но природная смекалка, настойчивость и трудолюбие наверняка помогут этому лопоухому зверьку со временем стать настоящей легендой кунг-фу.

Сюжет

Мастер боевых искусств – престарелый примат по имени Шифу по совместительству является президентом Академии кунг-фу. По неизвестной причине он покинул большой город и обосновался в маленькой деревушке. Поздним вечером на старого мастера нападает банда неизвестных, причем преступники не только во множественном числе напали на героя, пребывавшего в одиночестве, они в десятки раз превосходили его в физической мощи и габаритах. Как выяснится позднее, это коварный завистник – медведь по имени Слэш решил таким образом устранить руководителя Академии кунг-фу и занять его место. Решив, что Шифу погиб, вся шайка удалилась.

Однако старому мастеру удается выжить. Его обнаруживает на пороге своего дома кролик по имени Фу. Добродушный ушастый персонаж зарабатывает себе на жизнь выпечкой мучных изделий. Свое дело кролик любит и к самому процессу приготовления кондитерских изделий подходит креативно, с выдумкой. В тот день Фу со свежей выпечкой планировал отправиться на местный рынок. Но появление на пороге его дома постороннего объекта спутало все планы длинноухого.

Фу, воспитанный в духе уважения к старшим, приносит Шифу в свой дом. Придя в себя, мастер кунг-фу понимает, что его дни сочтены, ни учеников, ни родственников поблизости не наблюдается, и тайны боевого искусства предать совершенно некому. В этой безвыходной ситуации Шифу не придумывает ничего лучшего, чем передать секреты мастерства первому встречному – кролику Фу. Передача знаний произошла по настоянию Шифу – практически молниеносно — путем прикладывания ладоней и перекачки в другое тело специфической энергии.

Сам добродушный ушастый герой, похоже, вообще не понял, что произошло. Наставления учителя, самым главным из которых являлось то, что прежде, чем использовать боевые навыки в полной мере, Фу должен поверить в себя, кролик слушал невнимательно. Самыми последними словами Шифу была просьба – срочно передать его дочери Пеони ритуальную табличку. Подобным образом юная героиня должна была унаследовать президентство в Академии кунг-фу. Фу соглашается выполнить это поручение. Увалень-кролик пока что еще не знает, что с того момента, как он отправится в дальний путь, его размеренная жизнь изменится коренным образом. Фу прибывает в Пекин и попадает в Академию кунг-фу. К тому моменту бразды правления этим учреждением взял в свои лапы безжалостный медведь по кличке Слэш. Кролик узнает о том, что дочь наставника Шифу – юная Пеона пропала, и вручать табличку, собственно, некому. Фу принимает решение дождаться девушку. В целях конспирации он устраивается работником кухни.

Разыскивая Пеони, добродушный Фу столкнется с коварством бывших учеников Шифу, ушастому герою предстоит преодолеть все препятствия, интриги и многочисленные трудности, усовершенствовать свое мастерство, приобретенное столь необычным способом, прежде чем добро, как и положено, победит зло.

Критика

Мультфильм китайского производства «Кунг-фу Кролик» получил смешанные критические отзывы. Большая часть из них носит весьма негативный характер. Оценивая сильные и слабые стороны фильма, наибольшее возмущение вызвал факт вторичности сюжета. «Кролика» не раз сравнивали с популярным мультфильмом «Кунг-фу Панда». В ряде критических статей фильм напрямую был назван «пустой тратой времени и денег». Отмечался непродуманный сюжет, плоские диалоги, плохо прописанные характеры и сомнительное качество графики, буквально распадающейся на пиксели.

Отдельной строкой стоит в фильме тема насилия – изображение сцен драк не только с использованием приемов кунг-фу, но также использование палок, веревок, мечей и другого холодного оружия. Обилие драк, как считают профессионалы, не может не оказать определенного воздействия на хрупкую психику ребенка, поэтому фильм был рекомендован для зрительской аудитории от 12 лет и старше.