Arrugas

ArrugasПолнометражный мультипликационный фильм «Морщинки» представляет собой анимационную драму, которая была создана испанским режиссером Игнасио Феррерасом на основе одноименного комикса Пако Рока. Еще в 2008 году эта работа художника была удостоена Национального приза комиксов, а уже в 2011 году Игнасио Феррерас выпустил свой фильм, рассказывающий о жизни главных героев в доме престарелых. Сценаристами этой картины, помимо выступившего в этой роли Игнасио Феррераса, стали Розанна Чеккини и Анхель Де Ла Круз, а продюсерами — Энрике Агирресабала, Мануэль Р. Кристобаль и Ориол Иверн.

Премьера анимационного фильма «Морщинки» состоялась еще в 2011 году, когда 19 сентября картина была показана на Кинофестивале в испанском Сан-Себастьяне. В 2012 году лента демонстрировалась на Неделе испанского кино в Польше, на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия) и Международном кинофестивале в Мар-дель-Плате (Аргентина). В России мультфильм «Морщинки» первые был показан 31 января 2013 года, а в феврале демонстрировался на Международном кинофестивале в Портленде (США). 

Мультипликационный фильм «Морщинки» был назван Лучшим анимационным фильмом 2011 года в Испании и удостоился национальной кинопремии Гойя, вручаемой Испанской академией кинематографических искусств и наук.

В нашей стране мультипликационный фильм «Морщинки» вышел в ограниченном прокате, а это значит, что лента практически осталась неизвестной для широкого зрителя: кто-то не заинтересовался этой испанской картиной, а кто-то просто не знал о ее выходе. И если судить о мультфильме, как это сейчас принято, по данным о кассовых сборах, то это не поможет сформировать сколь-нибудь объективного мнения о ее уровне.

Тем временем мультипликационная драма «Морщинки» получила признание как на своей родине, в Испании, так и далеко за ее пределами. Мультфильм номинировался на премию Энни как Лучший анимационный фильм 2012 года, а также получил премию Гойя не только как Лучший анимационный фильм, но и за Лучший адаптированный сценарий, не считая того, что картина стала номинантом на нескольких европейских кинофестивалях.

Литературный материал, положенный в основу мультфильма «Морщинки», также собрал несколько наград еще до того, как история, созданная Пако Рока, была экранизирована. Графическая новелла «Морщинки» была опубликована художником в издательстве «Delcourt» во Франции – одном из крупнейших европейских издательств, занимающихся выпуском комиксов. Еще в 2007 году «Морщинки» вошли в список двадцати лучших комиксов года по мнению критиков французской Ассоциации комиксов. А позднее, в 2008 году, «Морщинки» были опубликованы испанским издательством «Astiberri», которое выпустило в мировую продажу более трех десятков тысяч копий комикса.

Права на экранизацию комикса «Морщинки» были приобретены продюсерами в 2009 году, а режиссер Игнасио Феррерас приступил к работе по экранизации графической новеллы в январе 2010 года. Автор комикса Пако Рока принимал активное участие в работе на ее начальных этапах: он помог подготовить сценарий будущего мультипликационного фильма и сделал дизайн персонажей ленты.

Мультипликационный фильм «Морщинки» разрешен к просмотру лицами, достигшими двенадцатилетнего возраста, но все же ориентирован он в большей степени на более зрелого зрителя, для которого затронутые в ленте темы будут более актуальными.

В центре внимания сюжета анимационной драмы лежит история о пожилом мужчине, у которого постепенно, но неумолимо развивается одно из самых серьезных и необратимых возрастных заболеваний – болезнь Альцгеймера.

Не в силах самостоятельно заботиться об отце, который с каждым днем становится все более рассеянным и странным, его сын отправляет старика в дом престарелых, где мужчину ждет знакомство с его ровесниками, страдающими от самых разных болезней и расстройств психики.

Оказывается, и в доме престарелых может, в определенном смысле, кипеть жизнь, а герои, которые совершенно не хотят умирать, могут ежедневно находить в себе силы, чтобы бороться за свою жизнь дальше.

Главные герои

Эмилио – пожилой мужчина, который страдает от начавшейся у него болезни Альцгеймера. Став обузой для собственного сына и его семьи, Эмилио попадает в дом престарелых, где начинается новая и, увы, последняя глава его жизни. Мужчина сложно привыкает к новым условиям, но знакомство с соседом по комнате помогает герою начать ориентироваться в новых для него обстоятельствах.
Самым страшным открытием для Эмилио становится новость о том, что он болен болезнью Альцгеймера, которая через некоторое время сделает старика совершенно беспомощным.

Хуан – сын Эмилио, который решает отправить отца в дом престарелых. Мужчина переживает из-за болезни своего отца, но избирает самый простой путь для того, чтобы помочь ему.

Мигель – сосед Эмилио по комнате в доме престарелых. Противоречивый герой, который не отличается большой порядочностью. Мигель спокойно обирает жителей заведения, рассказывая им вымышленные истории о том, для чего требуются эти деньги. Он может отправить больную женщину на поиски телефона под проливной дождь, а невменяемому старику продать щенка, которого нельзя содержать в таких условиях.
Именно Мигеля Эмилио подозревает в воровстве его вещей, но ситуация в реальности оказывается куда более страшной, а сам товарищ больного болезнью Альцгеймера друга становится для него последней опорой в условиях полной безысходности.

Антония – жительница дома престарелых, которая становится подругой для Эмилио и Мигеля и участвует в их главной авантюре. Антония озабочена навязчивыми мыслями и постоянно собирает гостинцы для своего внука.

Долорес – жительница дома престарелых, которая оказалась здесь ради заботы о своем муже, который страдает от болезни Альцгеймера.

Модесто – житель дома престарелых, супруг Долорес. Модесто практически полностью обездвижен и практически не поминает ничего из того, что происходит вокруг него.

Рамон – житель дома престарелых, бывший диктор, который теперь не произносит ни одной осмысленной фразы, а лишь повторяет слова своих собеседников.

Хуанхо – сотрудник дома престарелых, медбрат.

Сюжет

Действие мультипликационного фильма «Морщинки» переносит зрителя в дом престарелых. Но сперва предстоит познакомиться небольшим прологом, который является яркой иллюстрацией к клинической картине начинающейся болезни Альцгеймера. Это заболевание, которому сопутствует прогрессирующее расстройство памяти, рассеянность, раздражительность, нарушение речи, восприятия и мышления, которые, в конечном итоге, приводят к полной недееспособности человека и его смерти.

Первые симптомы этой болезни появляются у главного героя этой истории Эмилио, который доставляет все больше хлопот своему сыну и его семье. Несчастному пожилому человеку кажется, что он снова на своей службе в банке, проводит консультацию для посетителей по кредитованию, но на самом деле старик находится в своей кровати, а Хуан, сын Эмилио, и его супруга пытаются накормить мужчину ужином.

Решение отдать отца в дом престарелых, кажется, довольно сложно дается Хуану, но мужчина делает выбор в пользу своей жизни, и подписывает документы в этом казенном заведении. Отныне Эмилио будет жить здесь.

Новые условия оказываются довольно болезненными для Эмилио, которому сложно привыкать к переменам в жизни в силу своего преклонного возраста. Появление в доме престарелых напоминает мужчине о том, как он впервые оказался в школе, в незнакомом классе, и все время просился домой, к маме.

Но постепенно Эмилио начинает привыкать к своему новому дому, в чем помогает мужчине его сосед по комнате – более динамичный, находчивый и даже пронырливый Мигель. Этот житель дома престарелых давно приспособился к здешней жизни и даже научился получать из нее выгоду. Мигелю ничего не стоит взять денег за якобы оказанную услугу с тех, кто уже не понимает, где находится и что с ним происходит. Да и со своего нового соседа Мигель собирает «взнос» в размере десяти евро на «текущие расходы».

Довольно скоро Эмилио узнает о самом страшном месте в доме престарелых – верхнем этаже, или, как его здесь называют, этаже безнадежных. Туда переводят тех пациентов, которые полностью утратили способность хоть сколько-нибудь заботиться о себе. Пока это место кажется Эмилио просто неприятным, но совсем скоро он узнает о том, что и его будущее будет непосредственно связана с этажом безнадежных.

А пока Мигель проводит для своего нового товарища экскурсию по новому дому. Здесь есть все для того, чтобы достойно провести последние дни своей жизни: в библиотеке полно книг, которые никто не читает; в холле есть телевизор, который постоянно показывает передачи про животных; в заведении находится отличный бассейн, двери которого закрыты на замок; а в большом панорамном зале, прозванном местными жителями аквариумом, все жители дома престарелых собираются, чтобы просто отдохнуть.

Здесь Эмилио ближе знакомится с Рамоном – стариком, которого в доме престарелых он увидел самым первым. Когда-то давно Рамон работал диктором, но теперь повторяет лишь те фразы, что слышит от окружающих, за что и получил свое прозвище – ди-джей.

С некоторыми жителями дома престарелых Эмилио знакомится во время своего первого ужина на новом месте. Соседями мужчины по столу, помимо Мигеля, оказывается довольно приятная женщина Антония, а также семейная пара – Долорес и Модесто.

Антония кажется совершенно нормальной женщиной своих лет, но ее выдает привычка собирать остатки со стола. А вот Модесто совсем плох: болезнь Альцгеймера полностью поглотила его, а Долорес переехала сюда специально, чтобы ухаживать за мужем.

Предстоит Эмилио встретить здесь и не менее колоритных героев, прежде чем он узнает о том, что его ждет такое же будущее, как у Модесто. У мужчины то же заболевание, которое уже не остановить, и все же отважный старик и его верный товарищ Мигель предпринимают попытки, чтобы попробовать обмануть судьбу.

Интересные факты

  • Графическая новелла Пако Рока «Морщинки» является обладателем ряда премий и была названа в числе лучших графических романов десятилетия во Франции и Испании.
  • По словам Пако Рока, прототипом для образа Эмилио стал отец друга художника, а также автор был знаком с дамой, которая стала прототипом для образа донны Росарио – дамы, которой кажется, что она едет в поезде.
  • Работа над мультипликационным фильмом «Морщинки» длилась с января 2010 года по июль 2011. Большая часть анимационных работ была выполнена в Испании, а некоторая их часть – на Филиппинах.
  • Бюджет мультипликационного фильма «Морщинки» составил два миллиона евро.
  • Мультфильм «Морщинки» стал для его режиссера Игнасио Феррераса дебютом в полнометражной анимации. Феррерас считает «Морщинки» своим самым стоящим произведением.

Стоит признать, что именно анимационная форма делает драму «Морщинки» не такой трагической, которой бы могла получиться эта история, выпущенная в формате художественного кино. Рисованные персонажи в большей степени воспринимаются именно как герои мультика, а не как живые люди, а потому зритель концентрируется больше не на сочувствии к героям и своих чувствах по поводу увиденного, а получает возможность задуматься о поднятой теме более рационально, без дополнительной эмоциональной стимуляции.

И в то же время мультфильм «Морщинки» с лихвой выполняет свою главную задачу – заставляет обывателя задуматься над «больной» темой. В этой ленте такие страшные вещи как неизлечимые болезни, беспомощная и одинокая старость, отношения детей к своим родителям становятся не средством для придания происходящему на экране драматизма, а побуждением к размышлению. Именно поэтому картина не воспринимается как спекуляция на «беспроигрышной» проблематике, а вызывает именно те чувства, на которые рассчитана.

Мультфильм «Морщинки» относят к так называемому арт-хаусному кино, но посмотреть эту ленту стоит любому думающему и неравнодушному человеку.