Kaze no tani no Naushika

Kaze no tani no Naushika«Навсикая из Долины ветров» — один из самых именитых мультфильмов, который был создан почти три десятилетия назад и до сих пор входит в список лучших лент в своем жанре. Первоначально история о княжне Навсикае появилась в виде манги, созданной Хаяо Миядзаки. Именно он, спустя два года после выхода первой истории об этой уникальной девушке, стал автором мультипликационного фильма о ней.

Для того чтобы понять, что собой представляет данный мультфильм, стоит обратиться к истории не только появления самого сюжета, но и к сути жанров манга и аниме. Термин «манга» применяется по отношению ко всем комиксам, которые созданы в Японии. Также порой их называют «комику». Этот вид искусства – а иначе о комиксах такого уровня и не скажешь – получает настоящий импульс к развитию после окончания Второй мировой войны, когда на Восток проникают некоторые западные веяния. Но стоит сакцентировать внимание на том, что манга основана именно на национальных традициях японской живописи и искусства этого народа в целом. 

Из истории манги и аниме

Само название стиля манга можно перевести с японского как «веселые картинки» или «гротеск». Манга на своей родине настолько популярна, что может серьезно соперничать с самыми настоящими книгами. Кроме того, именно к литературным произведениям и приближается манга благодаря обилию сюжетов и тематик, на которые создаются эти японские комиксы. Издательства с удовольствием издают печатные издания в этом жанре, потому что мангой интересуется большинство читателей в Японии, независимо от возраста и социального положения.

Популярность манги не ограничивается только восточным миром. Наибольшую популярность этот национальный японский жанр комиксов снискал в Соединенных Штатах Америки, где ежегодно продается огромное количество изданий с комиксами манга. И создаются теперь манга тоже в разных странах мира. Можно уже даже выделить «америмангу» (в США), а также большого внимания заслуживают комиксы, которые создают художники из Кореи, Китая и Тайваня.

Чаще всего манга – это черно-белые комиксы, но они могут быть и цветными. Автор, который занимается созданием комиксов, называется по-японски «мангака».

У манги многовековая история. Самым первым творением, которое приписывают к этому жанру сегодня, стала работа одного из монахов, который еще в далеком двенадцатом веке нарисовал несколько историй про животных, наделенных человеческими качествами, и священнослужителей, которые недобросовестно относились к своим обязанностям. Удивительно, что именно те приемы рисования, которые использовал этот самый первый в мире мангака, применяются в манге до сих пор.

Позднее манга стала вбирать в себя некоторые черты традиционного направления в изобразительно искусстве Японии — укиё-э, но в то же время большое внимание мангаки уделяли и техникам рисования, которые применялись на западе. Именно такой синтез и помог манге обрести свои собственные выразительные средства и те особенности, которые отличают жанр манга от всех остальных. Интересно, что практически до середины двадцатого века манга не имела особой популярности, а потом после знакомства с западными комиксами, японцы просто влюбились в свои родные истории.

Во время войны манга использовалась государством как средство поднятия народного духа, а после окончания военных действий появился именно тот комикс, который совершил настоящий переворот в манге и привлек к ней миллионы поклонников. «Новый остров сокровищ», созданный в 1947 году Осаму Тадзукой, становится именно тем образцом, который и сейчас является идеалом для всех создателей манги. Тут автором впервые использовались ключевые приемы, которые сегодня обязательны во всех японских комиксах: обозначение звука, сопровождающего события, крупные планы, способы изображения динамичности сцен.

Сейчас манга – это часть культуры Японии, которая функционирует наряду с прессой. Почти четверть изданий, которые выпускаются в стране восходящего солнца – это комиксы. Большая часть из них собрана в огромные по толщине журналы, которые отличаются по цвету, чтобы было удобнее понять, какое издание для девушек, а какое – для юношей. Сначала все истории публикуются в общем сборнике, а потом все серии самых популярных сериалов выпускают отдельно под единой обложкой. Стоит сказать, что манга ориентирована, прежде всего, на взрослую аудиторию, а не детскую.
Кроме того, манге придается и важное экономическое значение: так, комиксы планируется поставлять и на западные рынки для пополнения доходов японской казны.

С мангой напрямую связано появление такого анимационного стиля как аниме – национальной японской анимации. По сути, аниме – это экранизированная манга. Чаще всего в основу мультфильма кладутся наиболее длинные по продолжительности издания манги, сериалы, в которых рассказывается история того или иного героя или освещается одна из животрепещущих тем. Довольно часто аниме создается тем же автором, который нарисовал мангу – мангакой, но бывает и такое, что режиссером выступает второе лицо, которого в таком случае называют гэнсакуся.

Аниме, как и манга, ориентировано на взрослое поколение, что не характерно для классической западной мультипликации, но именно этим фактом и можно объяснить такую популярность аниме по всему миру. Обычно при экранизации сохраняются все те особенности, которые были присущи комиксу-прототипу. Многообразие сюжетов аниме, действие в которых может происходить в совершенно любой эпохе и на любой территории объясняется многообразием сюжетов манга.

Но бывают и такие случаи, когда аниме создается по оригинальному сюжету, и тогда уже после выхода мультфильма в свет, может появиться манга по его мотивам. Чаще всего основой для полнометражного аниме становится какой-либо популярный сериал манга. Удивительно, что самобытный жанр аниме зародился в ходе того, что в начале двадцатого века японские мультипликаторы стали перенимать западный опыт создания мультипликационных лент. Можно назвать просто уникальной работу художников, которым удалось сохранить самобытность народной культуры, которой теперь восхищается весь мир.

Создатели

Итак, «Навсикая из Долины ветров» — это аниме, появившееся на основе манга и ставшее вторым мультипликационным проектом автора этих комиксов и самого фильма Хаяо Миядзаки. По данным, которые были получены в опросе пятилетней давности, «Навсикая из Долины ветров» была названа вторым в списке лучших созданных на тот момент аниме после мультфильма «Люпен Третий: Замок Калиостро».

Имя Хаяо Миядзаки знакомо каждому, кто любит аниме, потому что это просто культовая фигура в мире манги и японской мультипликации. Работая долгое время аниматором и режиссером на студиях, создававших мультипликационные фильмы, Хаяо Миядзаки постоянно лелеял свою мечту стать настоящим мангакой. И вот, наконец, в 1982 году начинается публикация манга-сериала «Навсикая из Долины ветров», созданного этим автором. Уже через некоторое время после появления в печати этой истории Миядзаки получает предложение экранизировать «Навсикаю».

Для работы над аниме мангака привлекает Исао Такахату, и в 1984 году на экраны выходит мультипликационный фильм, который стал настоящей сенсацией для поклонников, ценителей и авторов аниме.

Сюжет

Конечно, рассказ об этом мультфильме будет неполным, если не описать подробно его уникальный сюжет. Во-первых, с самого начала зрителя поражает то уникальное время, когда происходят события «Навсикая из Долины ветров». С одной стороны, мы переносимся в далекое будущее, но по факту, получается, что мы, напротив, попали в далекое прошлое. Что же это за парадокс?

Дело в том, что автор сделал попытку затронуть экологическую и философскую темы. Так, мы, несомненно, оказываемся в будущем. В самом начале мультипликационного фильма голос за кадром сообщает нам, что с нашей планетой случилась настоящая катастрофа: цивилизация людей была почти полностью уничтожена в течение семи дней. С того страшного события прошла уже тысяча лет, и наша планета стала совершенно иной. Уцелели только отдельные группы людей, но их быт теперь можно сравнить с тем, что был у людей на заре времен.

Все территория планеты покрыта Лесом. Это уникальное скопление странных растений и грибов, которые покрывают почву своими ядовитыми спорами. Существовать среди них для людей не представляется возможным, потому что можно мгновенно погибнуть от интоксикации. Только противогазы помогают людям делать короткие вылазки за пределы своих относительно безопасных территорий. Поэтому люди живут малыми обособленными группами в тех уголках планеты, куда Лес еще не добрался. Однако, это лишь дело времени.
Но не только сам Лес опасен для людей, но и огромные насекомые, которые живут в нем. Это самые настоящие мутанты, которые не любят, когда человек нарушает их покой. Самые огромные и опасные из них – омы, гигантские жуки с огромным количеством глаз и быстрыми челюстями, которые, к тому же, обладают интеллектом.

Кто-то из народов постоянно воюет с Лесом, а кто-то – предпочитает жить с ним в относительном согласии. Именно так поступают жители Долины ветров, которая расположена на самой границе с Лесом. У жителей этого местечка есть небольшое преимущество, которое помогает им выживать, — это ветер. Ветер – это объект для поклонения для местных жителей, ведь он дает им возможность существовать. Удачное расположение поселения: эти земли защищены горами от Леса, и ядовитые споры растений к ним не залетают – дает возможность свободно дышать. Жители долины научились использовать сильные ветра во благо: они выстроили многочисленные мельницы, которые не только перегоняют воздух и дают энергию, но еще и позволяют доставать чистую воду из глубин земли.

В самом начале мультипликационного фильма мы знакомимся с его главной героиней – юной княжной Навсикаей. Она не только умна и отважна не по годам, но и относится с уважением к Лесу и его обитателям. Девушка старается понять мир дикой природы Леса и никогда не нарушает покой насекомых и других существ.
Навсикая внимательно подмечает повадки насекомых и природу различных явлений, и именно поэтому у нее получается находить общий язык даже с огромными омами.

Здесь невозможно не сделать лирическое отступление и не сказать о том, как удивительны фантастические пейзажи Леса. Это просто уникальный мир, который был создан аниматорами. А любоваться им помогает удивительное музыкальное сопровождение, которое создано Дзё Хисаиси. Это композитор был специально приглашен Хаяо Миядзаки для работы над фильмом, и главный режиссер точно не прогадал с выбором.

Мы видим Навсикаю, которая летит на своих крыльях над лесом и замечает, что ее односельчанам нужна помощь. С помощью простого манка девушка отвлекает внимание гигантского насекомого от жертв, которых он себе выбрал, и уводит его в глубины Леса.
И снова мы можем полюбоваться тем миром, который стал плодом фантазии гениального мангаки. Навсикая находит сброшенный панцирь ома. Это большая удача, потому что именно из этого сырья можно сделать самый прочный и острый меч. А из глаза ома можно сделать отличный летательный аппарат. Уставшая девушка накрывается прозрачной защитой и наблюдает за тем, насколько красиво осыпаются дневные споры одного из грибов. Эта сцена просто завораживает своей красотой, и сразу понимаешь, что тоже перенесся в какой-то уникальный мир.

Но вот приходит пора возвращаться в Долину ветров. Здесь Навсикая встречает учителя Юпа Миральда, который вернулся из дальнего странствия. Похоже, он нашел еще одного уцелевшего зверька. Вот только животное настроено совсем не добродушно. И тогда Навсикая снова применяет свой чудесный дар. Она берет зверька на руки и терпеливо переносит боль, когда тот пытается ее укусить. Девушка понимает, что животное всего-навсего напугано, и убеждает зверька, что ему боятся нечего.

Вот героиня и дома. Все рады не только возвращению маленькой княжны, но и учителю, которого уважает каждый житель Долины ветров. Несмотря на бедственное положение с экологией, тут продолжается жизнь. Юпа Миральду подносят новорожденного, который только появился на свет, с тем, чтобы тот придумал имя для малыша, которое будет защищать его ото всех невзгод.

Чуть позднее мы видим отца Навсикаи князя Джиля. Это правитель Долины ветров, который любим и почитаем своим народом. Когда-то Джиль был отличным полководцем, но после отравления спорами грибов во время очередного похода, он сильно подорвал здоровье и слег. Кроме отца, у Навсикаи есть бабушка.

Ничто не предвещало беды, и жители Долины ветров как обычно трудились. Как вдруг все услышали страшный грохот. Навсикая побежала посмотреть, что происходит, и увидела, как прямо на скалу несется огромный летательный аппарат. Девушка мгновенно поднялась в воздух на своих крыльях, чтобы предупредить пилота, что нужно как можно скорее подняться выше. Но Навсикая успела лишь заметить кого-то за штурвалом, как корабль рухнул на землю.

Разбитая машина мгновенно загорелась, но среди обломков Навсикае удалось отыскать того, кого она видела на борту. Оказалось, что это была княжна Ластель. Девушка так серьезно пострадала, что минуты ее жизни сочтены. Тем не менее, Ластель успевает сообщить Навсикае о страшном грузе, который находился на ее корабле. Оказывается, княжна физитов была захвачена в плен выходцами из Тольмекии. Этот народ решил оживить титанов, которые когда-то и уничтожили цивилизацию на планете, а для этого им потребовалось тело этого исполина. Ластель хотела спрятать его, но корабль не выдержал такого груза на своем борту и разбился, а теперь и сама княжна умирает на руках Навсикаи.
Главную свою просьбу успела озвучить княжна физитов: нужно как можно скорее уничтожить Титана, чтобы не случилось страшного, и он не попал в руки тольмекийцев.

Раньше жители Долины ветров никогда не участвовали в конфликтах с другими народами, но теперь им придется это сделать, потому что в Долине высаживаются воины Кушаны – предводительницы тольмекийцев.
Планы этой воительницы огромны и амбициозны. С помощью выкопанного из-под земли титана она планирует полностью уничтожить Лес, чтобы вновь сделать человека главным на планете.
Но начинают свой победоносный путь тольмекийцы с крови. Они врываются в Долину ветров и первым делом направляются в княжеский дом. Навсикая не успевает спасти отца, и его убивают, потому что тот даже не может самостоятельно встать с постели. Навсикая уже готова уничтожить Куротаву, приближенного Кушаны, но в дело вмешивается учитель.

Меч Навсикаи попадает в руку Юпа Миральда, а сам он подносит свой прочный меч из панциря ома к шее Куротавы. Только в таком положении можно заставить захватчиков прислушаться к голосу разума.
Появившаяся в этот момент в доме убитого князя Кушана соглашается, что уничтожать друг друга – это не выход.

Навсикая вынуждена признать, что теперь придется подчиняться Кушане. Та выдвигает требование, согласно которому с ней в Тольмекию полетят пять заложников. Конечно, Навсикая будет среди них.
Но пока девушка на несколько минут пропадает из виду. Учитель Юпа Миральд отправляется на ее поиски и натыкается на секретный ход в комнате княжны. По длинной лестнице он спускается вниз и оказывается в удивительном саду, где сидя за столом плачет Навсикая. Княжна понимает, какой катастрофой грозит тот план, который пытается реализовать Кушана. А учитель просто поражен тем, что тут, под землей находится уникальный сад. В нем растут все те же растения, которые на поверхности земли в Лесу убивают людей своими спорами, но тут ничего подобного не происходит. Дышать можно совершенно спокойно!

Навсикая открывает учителю секрет. Ей удалось опытным путем выяснить, что в глубине, там, где земля чище, растения растут совершенно не опасными для человека. Да и вода сюда поступает с большой глубины. Оказывается, лес так опасен, потому что почва в нем заражена. Но теперь вся эта информация никому не нужна, что очень удручает молодую княжну.
И вот начинается полет в сторону Тольмекии. Никто вновь не хочет слушать Навсикаю, которая утверждает, что нельзя тревожить Лес. А потому на корабль нападают насекомые, и он терпит крушение. Спастись удается только Навсикае и ее товарищам, которые смогли вовремя вылететь из взорвавшегося корабля, благодаря находчивости княжны.
Совсем скоро она находит и остальных своих односельчан. Но, оказывается, в живых осталась и Кушана. Ее Навсикая тоже берет на борт. Но, похоже, злодейка Кушана не собирается меняться, и вот уже она с помощью пистолета угрожает своим спасителям.

В этот момент насекомые активизируются, и Навсикая понимает, что кто-то их потревожил, а значит, нужно этого кого-то спасать. Она велит друзьям ждать ее ровно час, а потом покинуть Лес, чтобы не погибнуть. Но вот уже три часа прошло, а княжны и след простыл.

Тем временем Навсикая отправляется на поиски того глупца, который решил потягаться с Лесом. Через несколько минут она находит его и вырывает парня прямо из челюстей огромного жука. Оказывается, смельчаком, который хотел в одиночку победить Лес был Асбер, брат княжны физитов. И хоть героям удалось уйти от преследования насекомых, через несколько минут они попадают в зыбучие пески и полностью пропадают в них. Девушка теряет сознание.

Придя в себя, Навсикая не может понять, где она находится. Оказывается, герои оказались в глубине леса, и что самое удивительное – природа здесь совершенно другая, и люди могут обходиться совсем без противогазов. Княжна обследует новый мир и понимает, что наконец-то нашла выход. На глаза девушки наворачиваются слезы счастья.

Но на этом история Навсикаи не заканчивается. Ее ждут новые приключения, в которых ей предстоит сделать новые сенсационные открытия и узнать не только о природе нашей планеты, но и о природе человека. На пути княжне встретиться все: и тяготы и испытания, и подлость и предательство, и жесткость природы. Но самое главное в том, что сама Навсикая никогда не предаст своих принципов.
Еще раз остановимся на главных персонажах мультфильма «Навсикая из Долины ветров», потому что каждый из них заслуживает особенного внимания.

Главные герои

Главная героиня фильма – княжна Долины ветров Навсикая. Это удивительно добрая и отважная девушка. Навсикая – одна из немногих, кто понимает, что нужно жить в согласии с природой. Она посвящает всю свою жизнь тому, чтобы объяснить это людям. И они постепенно начинают ей верить. А как иначе, когда молодой княжне удается не просто найти общий язык с животными, но и получается успокаивать самых страшных жуков омов.

Юпа Миральд – уважаемый всеми в Долине ветров учитель, к которому с большой теплотой относится Навсикая и вся ее семья. Учитель много путешествует и всегда может дать мудрый совет. Но даже такой умный человек просто поражен тем, как Навсикае удается находить общий язык с миром природы.

Джиль – князь Долины ветров, отец главной героини мультфильма. Этого правителя уважают все его подданные, в том числе и за те подвиги, которые были совершены Джилем. В свое время он отравился ядовитыми порами грибов и с тех пор так и не поднимается с постели. Убийство отца воинами Кушаны становится настоящим потрясением для Навсикаи, которая так и не может прийти в себя после утраты.

Мито — начальник стражи в долине ветров, по-настоящему предан князю и его дочери, защищать которую готов ценой собственной жизни.

Ластель – княжна физитов. Именно ее тольмекийцы принудили указать, где находится титан, и похитили его тело. Девушка погибает в ходе крушения корабля, который перевозил титана и не справился с его массой, но перед смертью ей удается сообщить Навсикае о планах Кушаны и ее воинов. Ластель настаивает на том, что титана нужно уничтожить как можно скорее, иначе беды не миновать
Кушана – первое лицо у воинов из Тольмекии. Она настолько беспринципна, что не желает слушать ничьих доводов. Кушана подлая и лицемерная. Даже после того как Навсикая протягивает ей руку помощи, хотя Кушана виновна в смерти князя, Кушана вновь предает ее и продолжает бороться за свое.

Куротава – второе лицо в войске тольмекийцев после Кушаны, не так прост, как кажется на первый взгляд, и стоит своей начальницы.

Асбер – князь физитов и брат погибшей Ластель. Именно он становится новым товарищем Навсикаи после того, как княжна спасает ему жизнь.

Интересные факты

  • Мир «Навсикаи из Долины ветров», который удалось создать Хаяо Миядзаки, просто потрясает воображение. Интересен тот факт, что режиссер и его коллеги, с которыми он работал над этим аниме, сразу после успеха этого мультфильма создали собственную студию, которая подарила миру огромное количество не менее удачных лент. А вот для студии «Topcraft» аниме про княжну из долины ветров стало первой и единственно работой на японском рынке. Созданная же гениальным мангакой Studio Ghibli теперь известна своими потрясающими аниме, а имена самого Хаяо Миядзаки, а также Исао Такахата, Кадзунори Ито и Тосио Судзуки навсегда вписаны в историю японской мультипликации. Также на этой студии работает композитор «Навсикаи из долины ветров» Дзё Хисаиси.
  • Оказывается, когда началась работа над мультфильмом, история о Навсикае еще не была нарисована мангакой Миядзаки до конца, и даже сам автор не знал, чем окончатся приключения молодой княжны в Лесу. Уже после выхода аниме на экран автор сокрушался, что финал из-за этого недоразумения у мультфильма получился несколько скомканным.
  • Примечательно, что довольно часто главными героями в манге и аниме этого автора становятся особы женского пола. По признанию самого Миядзаки, он считает именно женщин более вдумчивыми, рассудительными и способными судить непредвзято. Также именно в них больше заметна та решительность, смелость, а порой – и дерзость, которые производит большое впечатление на зрителя, а в мужчинах существуют по умолчанию.
  • Есть у появления героини «Навсикая из Долины ветров» и исторические корни. Так, имя для своей княжны Миядзаки позаимствовал у дочери феакского царя из гомеровской «Одиссеи», а увлечение насекомыми – у героини старой японской легенды. Принцесса из этого сказания очень тепло относилась ко всевозможным насекомым, что довольно непривычно для простого человека, а тем более – для девушки. Не говоря уже о том, что в мультфильме эти божьи твари становятся просто огромными и по-настоящему опасными.
  • И стоит еще раз отметить тот факт, что созданная в 1984 году история до сих пор остается одной из самых популярных во всем мире. Для столь талантливой работы это неудивительно. Мир, в котором черты далекого будущего переплетаются с чертами прошлого, помогает нам понять те проблемы, которыми мы пренебрегаем в настоящем.
  • Мы видим величие того мира, в котором нет места людям, и эти картины помогают нам задуматься о том, какое место стоит занимать в действительности. Природа, не тронутая человеком, а точнее – защищающаяся от него всеми своими силами – прекрасна. В ней нет зла. Зло приносит человек, который бесцеремонно вторгается на чужую территорию, вместо того, чтобы подчиняться законам мироздания.
  • Оказывается, стоит только сдаться на волю природе, как придет самое настоящее спасение, которое сокрыто в ее глубине. Вот почему так важно доверять окружающему миру.
    Конечно, «Навсикая из Долины ветров» — это сказка, но тот великий экологический посыл, который она несет в себе, не заметить просто невозможно. Пусть это сказка, но она – философская.
  • Природа сильнее человека, а само соревнование с ней – бессмысленно. Именно об этом пытается сказать нам автор ленты. И не стоит думать о том, что раз у истории счастливый конец, то проблема не так страшна, как кажется. В этом моменте тоже во всей красе проявился гений Миядзаки, которому удалось создать финал, полный философского смысла и содержательности.
  • Нам видится, что стоит непременно обратить внимание и на другие работы этого режиссера и художника, такие как «Унесённые призраками» — самый кассовый японский фильм за всю историю этой страны, а также не менее популярные «Ходячий замок» и «Принцесса Мононокэ».