Sukai kurora

Sukai kuroraПолнометражный мультипликационный фильм «Небесные тихоходы» был создан японскими мультипликаторами в 2008 году и в русском прокате известен также под названием «Небесные скитальцы». Оригинальное название мультфильма «Sukai kurora» было переведено для мирового проката как «The Sky Crawlers».

Режиссером мультипликационного фильма «Небесные тихоходы» Мамору Осии, а подготовкой сценария картины занимался Чихиро Ито. Продюсерами мультфильма выступили Томохико Исии, Мицухиса Исикава и Тору Кавагути, а над музыкальным оформлением ленты работал композитор Кэндзи Кавай.

Премьера мультфильма «Небесные тихоходы» состоялась 2 августа 2008 в Японии, а затем картина была показана на Международных кинофестивалях в Венеции (Италия), Торонто (Канада), Хельсинки (Финляндии), Стокгольме (Швеция) и Локарно (Швейцария). Картина получила приз на Венецианском фестивале 2008 года — Future Film Festival Digital Award.

В основу сюжета мультфильма «Небесные тихоходы» положены одноименные романы Хироши Мори. Впервые эта история была опубликована в июне 2001 году, и на данный момент она включает в себя пять книг, рассказывающих о приключениях юных летчиков-истребителей, которые участвуют в непрекращающейся войне в альтернативном мире. 

Эти произведения, проиллюстрированные Кенджи Тсурутой, значительно отличаются от остальных работ Хироши Мори, потому что в своем творчестве он отдает большее предпочтение детективам. Серия книг была адаптирована не только посредством мультипликационного фильма «Небесные тихоходы», но и в качестве видеоигры.

Сам Хироши Мори называл свое произведение самой трудной из его работ в планет экранизации, а потому он дал согласие на создание мультфильма только после того, как узнал, что над картиной будет работать именно Мамору Осии.

Мультипликационный фильм «Небесные тихоходы» создан с использованием двух техник. Созданием рисованной анимации занималась студия Production I.G, а трехмерная компьютерная графика создавалась специалистами студии Polygon Pictures.

Распространением мультипликационного фильма в Японии занималась компания Warner Bros. Japan, а на международном уровне дистрибуцией картины занималась компания Sony Pictures, которая с самого начала заявила о том, что хочет устроить премьерный показ этой картины во время Международного кинофестиваля в Торонто. Также именно специалисты Sony Pictures направили ленту на рассмотрение в качестве одного из претендентов на премию Оскар на восемьдесят первой церемонии вручения этой награды.

Мультипликационный фильм «Небесные тихоходы» не только участвовал в большом количестве Международных кинофестивалей, но и был благосклонно встречен критиками, а также всеми поклонниками работ Мамору Осии.

Действие мультфильма переносит зрителей в альтернативную реальность, в которой традиционным явлением стала война, которую ведут между собой авиационные компании военного профиля. Сражения проводятся в воздухе и совершенно не мешают жизни мирных граждан. Кроме того, каждый из жителей этого мира имеет возможность наблюдать за очередной воздушной баталией по телевизору, в прямом эфире. Главные участники боевых действий – необычные пилоты. Это так называемые килдрены – люди, которые выглядят, как подростки, и физически не умирают.

Сюжет

Искусственно созданная война – вот та реальность, которая становится привычной для героев этой истории. По правилам большой игры, которую устроили две самолетостроительные корпорации «Росток» и «Лаутерн», уничтожать можно только машины противника и военные объекты, которые находятся на его территории. Однако, это не означает того, что в бою не может пострадать и килдрен. Впрочем, кого это волнует, кроме самих пилотов, когда каждый из них снова может быть воссоздан в том же обличии, только без воспоминаний о пережитом.

Генетически модифицированные люди – килдрены – идеальные пилоты. По сути, оставаясь на протяжении всей своей жизни подростками, они способны действовать со всей горячностью, присущей этому возрасту. А современные технологии позволяют «воскрешать» летчиков снова и снова.

На военную базу Урису, принадлежащую корпорации «Росток» и расположенную в одной из стран, больше всего напоминающих европейскую, пребывает новый пилот — Юити Каннами. Точнее, это он думает, что попадает сюда впервые. Но на самом деле новый пилот – всего лишь очередная копия того летчика, который погиб некоторое время назад, — Дзинро Куриты.

Сам Юити даже не догадывается о том, что фактически бывал здесь и прежде, потому что после каждой новой «реинкарнации» каждый килдрен забывает о том, что было с ним раньше. Но не забывают об этом те, кто находились рядом. А потому Юити сразу замечает, что командир этой базы Суйто Кусанаги ведет себя с ним довольно странно – будто хорошо знает подростка.

Юити начинает постепенно привыкать к новому для него быту. Одним из товарищей главного героя становится его сосед по комнате Токино Наофуми, который знакомит парня с хозяйкой местного салона развлечений для мужчин Фуко.

Летчик, к которому переходит самолет, которым прежде управлял другой пилот, хочет узнать о том, что стало с этим командиром. Но никто не торопится рассказывать Юити о том, что его предшественник, по образу и подобию которого и создан подросток, погиб. Менее всего в раскрытии информации заинтересована Суйто Кусанаги, которая постепенно начинает сближаться с Юити.

Привычный ход вещей нарушается в тот момент, когда на поле сражения от корпорации «Лаутерн» выходит новый игрок – пилот по прозвищу Учитель, который, как говорят, является не килдреном, а самым обыкновенным человеком. В битвах с этим летчиком гибнут один за другим товарищи Юити, а потому он и сам ждет того момента, когда сможет встретиться в небе с этим серьезным противником.

Но, оказывается, что Учитель не только прежде работал на корпорацию «Росток», но еще и был более чем близко знаком с Суйто Кусанаги. В этой опасной игре герою предстоит не только узнать о том, что связывало девушку с таким опасным человеком, но и о том, кем сам он является на самом деле, встретившись при этом с теми, кого уже потерял.

Интересные факты

  • Прототипом для самолетов, на которых летают килдрены из корпорации «Росток», послужила машина, которая использовалась японскими летчиками во время Второй мировой войны, — перехватчик Kyushu J7W Shinden.
  • Самолеты, которые используют пилоты корпорации «Лаутерн» имеют некоторое сходство с американским истребителем времен Второй мировой войны — P-51 Mustang.
  • Газета «Юмиури», которую читает один из героев мультипликационного фильма «Небесные тихоходы», в действительности выглядит именно так. Это печатное издание выпускается для японцев, живущих за пределами родной страны, и имеет ту же верстку и оформление.

Мультипликационный фильм «Небесные тихоходы» — двухчасовое аниме-повествование, автором которой стал Мамору Осии. Конечно, незамеченным новое творение автора «Призрака в доспехах» остаться просто не могло. Да и в основу сюжета была положена более чем популярная в Японии серия романов Хироси Мори.

Вся картина – удивительно неторопливый рассказ о войне, самую большую роль в котором играют не сцены сражений в воздухе, в которых участвуют самолеты двух противоборствующих корпораций, а, напротив, — созерцательность и медитативность. Порой кажется, что действие будто замирает или даже вовсе останавливается. Именно этот режиссерский прием и помогает зрителю всмотреться в детали, заметить что-то новое, осмыслить увиденное.

Кажется, что большинство сцен мультипликационного фильма «Небесные тихоходы», исключая сцены сражений над землей, — не только очень просты, но даже ленивы. Но при этом в каждой из них содержится множество знаков, которые не только привлекают зрительское внимание, но и не позволяют оторваться от своеобразного визуального «ребуса».

Кроме того, каждая показанная мелочь перестает быть таковой, когда вплетается в общую канву анимационного повествования. Так, непонятные и странные на первый взгляд детали – такие, как сломанная особым образом спичка или привычка складывать газету определенным способом – ближе к финалу ленты становятся средствами сообщить зрителю очень важную для понимания сюжетного хода и смысла картины в целом информацию, а еще – глубину и эмоциональность.

Мультипликационный фильм «Небесные тихоходы» понравится не только поклонникам аниме, но и любителям 3D-графики. Трехмерная анимация появляется в картине словно неожиданно – когда происходят сцены воздушных боев. И анимационная «картинка» в эти моменты становится особенно объемной и реалистичной. Очень дозировано в картине даны зрелищные сцены, и при этом каждая из них приковывает внимание.

Притом, что в картине очень тщательно прорисовано большинство фонов, изображение главных действующих лиц сделано не так детализировано. Но если к этому пункту у кого-то и могут быть претензии, то, прежде всего, стоит задуматься о том, что именно таким и был замысел автора ленты. Герои – не уникальны в своей внешности, потому что каждый из них – только очередная копия того, кто был первым.

Довольно интересно решена авторами мультипликационного фильма «Небесные тихоходы» главная интрига этой картины. Таинственный герой по прозвищу Учитель присутствует в ней сперва только посредством тех незначительных деталей, которые с ним связаны. А затем именно сражение с ним главного героя становится одной из самых зрелищных и эмоциональных сцен ленты.

Мультипликационный фильм «Небесные тихоходы» — это картина, которую стоит смотреть с определенным настроем и в определенной атмосфере. Только полностью отрешившись от повседневных дел и выкроив достаточное количество времени, можно в полной мере оценить необычное творение Мамору Осии. Суть мультфильма – созерцание, а потому без расслабленности и внутреннего покоя наблюдать за развитием сюжета просто не получится.

Лента Мамору Осии не просто рассказывает удивительную историю об альтернативном мире, но, в первую очередь, побуждает задуматься о жизни: о разных возрастных периодах существования человека, о дружбе, о любви и привязанности, о смерти и о душе. Вечная молодость и бессмертие – это большие привилегии, но за все в жизни приходится платить.

Запомнилось зрителям мультипликационного фильма «Небесные тихоходы» и музыкальное оформление картины, которым занимался композитор Кэндзи Кавай. С одной стороны, музыка отлично вписывается в каждую из сцен, не только дополняя, но и обогащая ее. А, с другой, — она хороша сама по себе, и за рамками картины тоже станет не менее любимой поклонниками такого жанра.

Довольно часто экранизации во многом уступают произведениям, которые были положены в их основу. С мультипликационным фильмом «Небесные тихоходы» все совершенно не так. Именно наличие у картины первоисточника делает и анимационное повествование более глубоким. В большой степени это заслуга не только Хироши Мори, но и Мамору Осии, который тщательно подошел к каждой детали созданного им мультфильма, доказав, что для него не существует мелочей в сюжете.

Довольно интересно переданы авторами мультфильма эмоции главных героев. Порой кажется, что действие для них происходит словно во сне, какой-то непонятной дымке, которая вот-вот должна рассеяться и прояснить все, что происходит. Персонажи порой действую настолько стереотипно и привычно для них самих, что это просто не может быть правдой. Но такова именно их реальность.

За счет этой «затуманенности» и возникает желание сопереживать героям, с нетерпением дожидаясь того самого момента, когда они и сами поймут, что вокруг происходит что-то далекое от истинной реальности. Герои же решают эти вопросы по-своему, каждый – сам для себя.

Удивительное свойство этой картины было сформулировано одним из ее зрителей: «Небесные тихоходы» — мультфильм, который нужно смотреть, анализируя, но при этом отключив мозг.