Ночь перед РождествомСоветский полнометражный мультипликационный фильм «Ночь перед Рождеством» был снят по мотивам одноименной повести Николая Васильевича Гоголя в 1951 году и давно стал классикой советской мультипликации. Режиссерами этой картины стали сестры Валентина и Зинаида Брумберг, а картину, которая была создана более полувека назад, посмотрели несколько поколений зрителей не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве.

В основу сюжета мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» положена одноименная повесть Николая Васильевича Гоголя. Валентине и Зинаиде Брумберг – признанным мастерам советской мультипликации, которые посвятили любимому делу почти всю свою жизнь, удалось воссоздать, прежде всего, атмосферу Рождественской истории, так красочно рассказанной великим писателем. 

В мультфильме «Ночь перед Рождеством» есть все за то читатели так любят произведения Гоголя: и шутовство нечисти, и особенный юмор, с которым описывается каждая сцена, и колоритные персонажи. В далеком 1951 году зрители этой картины смогли увидеть и необыкновенные полеты на метле, и путешествие в Петербург, и удивительную романтическую историю Вакулы и Оксаны.

На экране последовательно оживают и хулиган-месяц, который перемещается по небосводу, и кокетливые звезды, которые подмигивают подвыпившим селянам, и все это дополняется красотами украинской ночи с искристым снегом и нежным светом. Происходящие на экране события гармонично дополняются музыкальным сопровождением, для которого была выбрана музыка из оперы Николая Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Мультипликационный фильм «Ночь перед Рождеством» еще много лет назад стал своеобразным каноном, на который ориентировались многие художники-мультипликаторы последующих поколений. А работали над этой уникальной для своего времени картиной специалисты, имена которых впоследствии стали всемирно известными.

Художниками постановщиками мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» стали Надежда Строганова, Александр Беляков и Пётр Репкин, а в большую группу художников мультипликаторов вошли Николай Фёдоров, Лидия Резцова, Борис Дёжкин, Борис Бутаков, Валентин Лалаянц, Константин Чикин, Фёдор Хитрук и другие специалисты.

Художниками фонов выступили Вера Валерианова, Ольга Геммерлинг, Ирина Троянова и другие, а Анатолий Петрицкий трудился над созданием эскизов. Операторами при создании мультфильма «Ночь перед Рождеством» были Николай Воинов и Елена Петрова, а Валентина Иванова отвечала за монтаж.

В музыкальном оформлении мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» использована музыка известного русского композитора Николая Римского-Корсакова, а звукооператором картины стал Николай Прилуцкий.

Валентина и Зинаида Брумберг выступили также соавторами сценария этого мультипликационного фильма, в написании которого участвовал также Михаил Яншин. Особого внимания заслуживают личности создательниц мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» сестер Брумберг, которые внесли огромный вклад в развитие советской мультипликации.

Валентина Семеновна Брумберг была выпускницей ВХУТЕМАС – Высших художественно-технических мастерских, которая после окончания учебного заведения поступила на работу в экспериментальную мультипликационную мастерскую, которая работала при Государственном техникуме кинематографии.

Вклад Валентины Семеновны в развитие советской мультипликации был настолько значительным, что уже в 1968 году ей было присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Практически на протяжении всего своего творческого пути Валентина Семеновна работала в тандеме со своей младшей сестрой Зинаидой Брумберг, которая также стала заслуженным деятелем искусств РСФСР в 1968 году.

Мультипликационный фильм «Ночь перед Рождеством» создан в технологии ротоскопирования, известной также как «эклер» (по названию проекционного аппарата) и популярной в СССР в 50-е годы прошлого века. Ротоскопирование представляет собой анимационную технику, при которой кадры будущего мультипликационного фильма создаются путем покадровой обрисовки заранее снятого фильма с актерами и декорациями, когда изображение проецируется на кальку и обрисовывается мультипликаторами.

Фактически для съемки мультипликационного фильма в эклерной технике картину приходилось снимать дважды. Сначала проходила съемка своеобразного художественного фильма, а потом он переносился на целлулоид и снимался заново из отдельных нарисованных кадров. Нередко для подобных натурных съемок привлекались известные артисты, которые вносили свою лепту в создание будущего мультипликационного образа, наделяя его особенной пластикой и мимикой.

Ротоскопирование все же не было простым копированием, потому что в ходе создания анимационного изображения художникам приходилось работать с пропорциями частей тела героев, а также создавать новых персонажей.

Литературная основа

Литературной основой для мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» послужила одноименная повесть Николая Васильевича Гоголя, которая входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая предположительно была написана в период с 1830 по 1832 годы.

Действие этой повести переносит читателей в эпоху царствования Екатерины II, а события начинают развиваться в украинской деревеньке Диканьке. В Рождественский сочельник в деревне начинают происходить мистические события. Самый настоящий черт, который может подняться до небес, решает спрятать месяц, чтобы помешать жителям Диканьки осуществить свои планы на эту ночь. Это и становится началом невероятных приключений как ухажеров Солохи, так и кузнеца Вакулы, который безответно влюблен в местную красавицу Оксану.

Сюжет мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» практически полностью соответствует произведению Николая Гоголя.

Главные герои

Вакула – кузнец, молодой парень из Диканьки, сын Солохи, который влюблен в красавицу Оксану и готов сделать все для того, чтобы завоевать ее сердце. Чтобы добиться руки прекрасной девчины, после долгих и мучительных сомнений Вакула рискует отправиться в Петербург к самой царице, ведь только таким образом он сможет выполнить просьбу своей потенциальной невесты.

Солоха – мать кузнеца Вакулы, женщина среднего возраста, которая умеет привлечь к себе внимание самых видных казаков из деревни. В гости к Солохе ходят многие мужчины, и каждого из них она умеет встретить так, чтобы тот почувствовал особенное к себе отношение со стороны этой ладной женщины. Старухи поговаривают, что Солоха – самая настоящая ведьма, потому что хитра и сметлива она необыкновенно.

Оксана – молодая семнадцатилетняя девушка, которая славится своей красотой не только на свою деревню, но и на всю округу Диканьки. Девушка прекрасно понимает, насколько она хороша, а потому решает воспользоваться своим влиянием на кузнеца Вакулу и просит его доказать силу своих чувств безрассудным поступком, который не по силам совершить никому.

Чуб – богатый казак, отец красавицы Оксаны, который любит бывать в гостях у Солохи, но не жалует ее сына Вакулу.

Дьяк – служитель церкви, который не гнушается ухаживать за Солохой, хотя и предпочитает навещать ее тайком от остальных жителей деревни Диканьки.

Голова – видный житель Диканьки, который приходит в гости к Солохе в Рождественский сочельник и попадает в довольно щекотливую ситуацию.

Кум – товарищ Чуба, который вместе с ним собирается посетить дьяка в Рождественский сочельник, но по дороге меняет собственные планы.

Сюжет

Ночь перед Рождеством, или Рождественский сочельник, — довольно неспокойное время в украинской деревушке Диканьке, где начинают происходить весьма странные вещи. Внезапно появившийся черт решает подшутить над местными жителями, которые не раз поминали его недобрым словом.

Чтобы наслать совершеннейшую тьму на деревушку, черт похищает с небосвода месяц. Так он решает отомстить кузнецу Вакуле, который изобразил черта поверженным Святым Петром и силами добра в картине Страшного суда на церковной стене, чтобы парень не смог попасть к своей зазнобе Оксане.

По задумке черта, темнота за окном удержит дома богатея Чуба, отца Оксаны, который собирается отправиться на кутью к дьяку. И тогда Вакула воздержится от визита к самой красивой невесте Диканьки.

Но план черта не срабатывает, потому что, немного посомневавшись в правильности собственного решения, Чуб и Кум все же направляются в гости, оставив Оксану дома, чем не мешкает воспользоваться Вакула, который только и думает о том, как бы в очередной раз увидеть красавицу Оксану.

Пока отец отсутствует дома, Оксана в очередной раз любуется на саму себя в зеркало. Красавица понимает, насколько хороша собой, а потому девушка уверена, что ее жених должен быть особенным человеком, достойным такого драгоценного подарка, как эта дивчина.

Но тут в гости к девушке напрашивает Вакула, который давно потерял покой от красавицы Оксаны и думает только о том, как бы к ней посвататься. А Чуб и Кум, заблудившись по дороге, решают пойти каждый своим путем, что и приводит к большой путанице.

Тем временем Солоха, которая только что вернулась с очередного полета на метле, как раз пытается разобраться с чертом, пробравшимся в ее жилище, и вдруг раздается стук в дверь. Чтобы не показывать никому, что женщина водит знакомство с самим чертом, Солоха прячет его в мешок, а сама открывает дверь пришедшему неожиданно в гости Голове, который решил провести этот вечер в приятной компании.

Усадив за стол дорогого гостя, Солоха начинает потчевать его лакомствами со своего стола, но внезапно снова раздается стук в дверь – оказывается в гости к женщине решил заглянуть и дьяк, с которым Голова встречаться не хочет, а потому просит укрыть его от посторонних глаз.

Дьяк же решил воспользоваться тем, что к нему в гости никто так и не пришел, чтобы отправиться к Солохе и приударить за ней, проведя Рождественский сочельник вместе. Но как только служитель церкви оказывается за столом, снова раздается в стук в дверь. И чтобы не попадаться на глаза никому, дьяк просит Солоху спрятать его.

Очередным гостем Солохи становится Кум, который решил согреться в доме гостеприимной женщины. Но планам мужчины мешает появление Вакулы, который является домой в расстроенных чувствах после разговора с Оксаной.

В результате все гости Солохи оказываются в мешках, которые стоят в комнате женщины и попадаются на глаза ее сыну. Вакула решает вынести мешки, которые мешаются под ногами, а сам раздумывает над предложением, которое ему сделала Оксана. Красавица пообещала, что выйдет замуж за того, кто достанет ей черевички как у самой царицы, и теперь у Вакулы есть реальный шанс добиться сердца этой неприступной красавицы. Нужно только набраться смелости, чтобы отправиться в Петербург.

Мультипликационный фильм «Ночь перед Рождеством», несомненно, является одним из шедевров советской и мировой мультипликации. Эта лента, которая была создана много лет назад, до сих пор для многих зрителей остается одной из самых любимых новогодних картин.

Сюжет этого мультфильма неторопливый и предсказуемый, потому что о повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» каждому известно еще из школьной программы. И все же лента удерживает внимания зрителя на всем своем протяжении.

Мультипликационный фильм «Ночь перед Рождеством» насыщен украинским народным колоритом: тут есть и специфический говорок озвучивших ленту артистов, и народные песни и пляски, и традиционные рождественские колядки, и живое описание крестьянского быта.

Не менее живописно изображен Петербург той поры с его нарядными фасадами и огнями, которые производят такое впечатление на Вакулу. Кроме того, вся лента словно пронизана мистикой, но не фантастической, а народной – той, в которую каждый из нас хоть немного, но продолжает верить. Мультфильм сестер Брумберг заслуживает внимания и в наше время.