Tokyo Godfathers

Tokyo GodfathersМультипликационный фильм «Однажды в Токио» вышел на большой экран в 2003 году и стал третьей анимационной работой режиссера Сатоси Кона, в которой он вновь выступил еще и как автор сценария ленты. Над производством картины трудилась также Кэйко Нобумото, которая ранее сотрудничала с Коном как сценарист его мультфильмов.

Свое название — в оригинале лента называется «Tokyo Godfathers», что можно перевести как «Токийские крестные отцы» — этот мультипликационный фильм получил в память о картине Джона Форда «Три крестных отца», в которой в основу сюжета также положена история о трех героях, которым пришлось заботиться о крошечном ребенке.

Основной акцент в мультипликационном фильме «Однажды в Токио» авторы делают на чудесных совпадениях: связях, которые существуют между людьми, даже тогда, когда они совершенно незнакомы друг с другом. А еще — это удивительная рождественская история, которая затрагивает самые разные социальные темы и проблемы: семью, любовь, прощения и чудеса. 

Мультфильм «Однажды в Токио» понравится не только поклонникам аниме, а для многих, кто знакомится с этим жанров впервые, еще и окажется настоящим открытием. В картине один из самых динамичных и богатых мегаполисов мира — Токио — показан совершенно с новой стороны, а главными героями ленты становятся обыкновенные бездомные, которые скитаются по улицам города.

Удивительно, насколько чуткими и внимательными оказываются люди, которым буквально каждую минуту своей безрадостной жизни приходится бороться за выживание. Мало того, что приходится рыться в кучах мусора, чтобы добыть себе пропитание и одежду, так еще и нужно стараться не попадаться на глаза тем, кто ненавидит бомжей, чтобы не проститься со своей хоть и серой, но жизнью.

Пьяница, который сбивчиво рассказывает о своей семье, трансвестит, который всю жизнь мечтал стать женщиной, и девочка, которая сбежала от родителей, — вот герои мультфильма «Однажды в Токио». Но ни в одну из минут просмотра картины у зрителя нет повода, чтобы испытать по отношению к персонажам чувство превосходства или брезгливости. Да, эти люди находятся «на дне», но они продолжают оставаться людьми до последнего.

Наблюдая за сюжетом, зритель узнает, что привело каждого из героев мультфильма «Однажды в Токио» к столь бедственному положению, и, оказывается, что от подобного развития событий, по большому счету, не застрахован никто из нас.

Но центральным событием ленты становится не просто рассказ о главных героях, а случай, который помогает им вернуться к своему прошлому. Однажды на улице, в куче мусора троица совершенно случайно находит младенца, которого бросили родные родители. И как тут не поверить в чудеса, если тот самый трансвестит – мисс Хана – как раз говорил о том, как мечтает стать матерью.

Сценаристам и режиссеру картины удалось создать просто уникальный материал, в котором столь умело перемешаны комические и драматические моменты, что даже довольно тяжелая история воспринимается легко, при этом затрагивая в зрителях все его чувства.

Действие в мультипликационном фильме «Однажды в Токио» происходит накануне Рождества. И, конечно, по законам жанра, такой сюжет просто не может обойтись без чудес. В этой картине они тоже есть, но поданы счастливые события в таком ключе, что воспринимаются пусть и как чудесные события, но все же вполне реалистичные.

Совпадения – это основная движущая сила сюжета мультипликационного фильма «Однажды в Токио», и именно это буквально приковывает внимание к тем событиям, которые разворачиваются на экране. Порой кажется, что такого просто не может быть, но на самом деле фантастического в ленте нет ничего: именно такие сценарии человеческих жизней порой «пишет» сама судьба.

Одним из мотивов ленты является желание авторов показать, что человек остается человеком до тех пор, пока у него есть цель жизни. И эта цель не определяется как борьба за существование, это – нечто большее.

Побудит о многом задуматься эта лента и тех, у кого наблюдают напряженные отношения с членами семьи. Лента ярко показывает истину: мы всегда имеем значение для нашей семьи, что бы в ней не происходило. Герои картины понимают это, когда прошлое снова напоминает о себе и вынуждает заглянуть в глаза тем, кого они так давно потеряли.

Главные герои

Джин – бездомный мужчина, который когда-то был владельцем магазина по продаже велосипедов. По словам героя, когда-то он выступал как профессиональный спортсмен, но ради дочери, которой срочно потребовались деньги на лечение, решился на аферу и был разоблачен и опозорен. Своим товарищам по несчастью Джин рассказывает о том, что его дочь умерла от болезни, а жена – от горя, после чего мужчина и оказался на улице, однако, в этой истории все не так просто.

Хана – бездомный мужчина, который называет себя транссексуалом, а потому одевается и ведет себя, как женщина. Хана мечтает познать счастье материнства, и судьба посылает герою такой шанс. Оказавшись с младенцем на руках, Хана никак не может решить, что делать дальше: отдать малыша в приют, распрощавшись с надеждой на материнское счастье, или оставить его себе, рискуя не выходить ребенка. У Ханы тоже есть свой секрет.

Миюки – девочка-подросток, которая сбежала из дома и живет на улице. Героиня оказалась среди бродяг из-за своего юношеского максимализма: полагая, что ее отец причастен к пропаже любимого кота Ангела, Миюки ранила отца ножом, а потом скрылась из дома, думая о том, что он сообщил о проступке девочки в полицию. Миюки предстоит узнать о том, что все произошло совсем не так, как ей казалось.

Кьоко – новорожденная девочка, которая была брошена своими родителями и найдена бродягами. Свое имя, означающее в переводе «Чистая», Кьоко получает от Ханы в честь Рождественкой ночи – самой чистой ночи в году.

Сюжет

Токио готовится к встрече Рождества, в то время как бродяги отправляются в церковь, чтобы не столько выслушать предпраздничную проповедь, сколько получить бесплатный обед. Кажется, что старые товарищи общаются, как кошка с собакой, но на самом деле пожилой любитель выпить Джин и трансвестит Хана давно и крепко привязаны друг к другу.

На улице не выжить, если рядом с тобой нет хоть кого-нибудь, кто готов протянуть руку помощи. И все же Джин не упускает возможности напомнить Хане, что тот никакая и не женщина, а всего лишь переодевшийся мужчина. Да и с доказательствами, которые приводит Джин в ответ на рассказ Ханы о его чувствах, не поспорить: действительно, женщина – это та, кто может родить ребенка.

Свой материнский инстинкт Хана реализует по-своему: в компании бродяг есть совсем юная девочка, которая сбежала из дома и тоже оказалась на улице, — Миюки. Вот только девчонка так озлоблена на мир, что достается и тем, кто оказался рядом с ней в подворотне: Хане и Джину.

Рождество – пора чудес, и хоть в глубине души каждый верит в них до последнего, по-настоящему ждет сказки именно Хана – не поспоришь, в этом трансвестите на самом деле немало женских черт. И, кажется, молитвы Ханы услышаны на небесах, потому что на одной из свалок троица находит сверток с новорожденным младенцем.

Кажется, что только еще одного нахлебника и не хватало компании, которая живет в домике из коробок и питается тем, что найдет на свалке, но герои приносят ребенка домой, а Хана и вовсе не собирается отдавать девочку в приют. Даже Миюки, которая всегда остра на язык и довольно груба в поступках, становится намного внимательнее и принимает участие в заботе о младенце. Последние деньги герои тратят на то, чтобы купить в магазине простую воду для малыша.

Проведя первую ночь в заботах о младенце, Джин и Миюки обнаруживают, что Хана сбежала с ребенком, но несостоявшаяся мать находится довольно быстро, и тогда герои принимают решение о том, что нужно узнать все, что возможно, о происхождении Кьоко.

В свертке, в который была завернута крошка, также находился ключ. Воспользовавшись им, герои не только смогли открыть камеру хранения в зале вокзала, но еще и получили информацию о том, как выглядят родители девочки. Кроме того, на путь родителей крошки их должны вывести обнаруженные визитки одного из баров Токио.

Решительно направляясь в путь, герои не останавливаются даже тогда, когда поезд отменяют из-за плохой погоды. Едва добравшись до ближайшего кладбища, бродяги берут с могилы одного из детей принесенные ему еду и средства гигиены – теперь Кьоко точно будет в порядке.

А потом судьба дарит героям важную встречу: прямо на дороге они обнаруживают мужчину, зажатого автомобилем, и, сами того не зная, спасают влиятельного бизнесмена, который в курсе того, что за заведение упоминается на визитках, принадлежащих родителям Кьоко.

Кажется, что разгадка совсем близко, ведь богатей ведет героев в собственный дом и велит отыскать тех, кто изображен на фотографии родителей Кьоко, но в этот момент на героя совершается бандитское нападение, и Миюки с младенцем оказывается в заложниках.

Отправившийся на поиски девочек Джин теряет силы и отказывается помогать Хане дальше, и герои теряют друг друга. Миюки остается в заложниках, Хана бродит по улицам, чтобы отыскать детей, а сам Джин оказывается в жилище старика-бродяги.

Через образы беглянки, трансвестита и пьяницы авторам мультипликационного фильма «Однажды в Токио» удалось создать в картине атмосферу самого настоящего чуда. При этом важно отметить, что это чудо — из разряда тех, что все же случаются в нашей жизни, а не волшебство – вот что делает картину такой реалистичной, жизненной, правдивой, даже несмотря на то, что, по большому счету, это мультфильм, а не кинематографическая лента.

Если копнуть еще глубже, то можно увидеть, что в картине «Однажды в Токио» показан процесс перерождения каждого из главных героев. Каждый из них совершил в жизни ошибки – порой ужасные до отвращения, и кажется, что непростительные – но искупление возможно. И Джину, и Хане, и Миюки судьба дает шанс снова столкнуться с теми ситуациями, в которых они оказались, чтобы они смогли повести себя иначе.

Если говорить об истории младенца, то становится очевидным, что это – всего лишь повод привлечь внимание зрителей к судьбам героев, в руки которых малыш попал. Кажется, что на протяжении ленты следишь за судьбой несчастного ребенка, но на самом деле его фигура – основа для объединения трех разных историй трех непохожих друг на друга людей.

Мультипликационный фильм «Однажды в Токио» называют лучшей работой режиссера Сатоси Кона. По мнению многих, в этой работе автору удалось не просто создать нечто большее, чем мультфильм (а картина точно не предназначена для детей), а совершенно новый тип аниме фильма – реалистичный, художественный и качественный.

Рождества не бывает без подарков, и каждый герой мультипликационного фильма «Однажды в Токио» получает свой подарок: и Джин, и Хана, И Миюки получают возможность доказать, что они люди с большой буквы. Несмотря ни на что, и чаще всего именно – вопреки, но эти бродяги – Люди.

Феномен бродяжничества авторы мультипликационного фильма трактуют как результат бегства: от непонимания, от действительности, от самих себя. У каждого из героев была своя причина на то, чтобы сбежать: кому-то стыдно за совершенный поступок, у кого-то не получилось взять на себя ответственность в сложный момент, а кто-то просто испугался.

Мультфильм «Однажды в Токио» не случайно стал настоящим явлением в мире аниме. Эта картина поразила зрителей не только своим сюжетом, но и самим подходом к показанным на экране событиям. Сатоси Кон предложил взглянуть на мир по-новому, и эта точка зрения побуждает думать и чувствовать.

Сказка, которую создал режиссер, получилась и рождественской, со свойственным подобным сюжетам чудесами, и социальной – до такой степени, что история перестает восприниматься как вымысел. Драматические ситуации в ленте раскрываются столь тонко, что у зрителя нет повода отстраниться от увиденного, чтобы не переживать, а, напротив: доброта, с которой авторы рассказывают о своих героях, привлекает к ним еще больше.