Treasure Planet

Treasure PlanetМультипликационный фильм «Планета сокровищ» стал 43-м полнометражным мультфильмом студии Walt Disney Animation и был выпущен в прокат Walt Disney Pictures в 2002 году. Сюжет картины представляет собой адаптацию знаменитого романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», действие которого перенесено в далекое будущее и наполнено всевозможными научно-фантастическими моментами.

Сценарий мультфильма «Планета сокровищ» был написан в соавторстве продюсерами и режиссерами Роном Клементсом и Джоном Маскером, которые совместно работали над подготовкой сценария к другому мультфильму, также имеющему знаменитую литературную основу, — «Русалочке».

С детства известный каждому сюжет романа Стивенсона в мультфильме не претерпевает критических изменений, а лишь дополняется небольшими деталями, а само действие переносится в новые условия. 

В самом начале картины зритель видит маленького Джима Хокинса. Четырехлетний малыш просто бредит историей о приключениях капитана Флинта и его сокровищах. Спустя двенадцать лет уже ставший подростком герой получает возможность найти сокровища.

Однажды прямо перед домом Джима падает космический корабль, на борту которого находился пират Билли Бонс. Перед смертью этот странный гость только успевает предупредить мальчика о том, что нужно остерегаться киборга и передает ему свой чемодан. Преследователи Билли Бонса настигают пирата, но, не удовлетворившись результатом, сжигают гостиницу, принадлежавшую Саре Хокинс. Герои в лице Джима, его матери и друга семьи доктора Доблера вынуждены спасать бегством. И только спустя некоторое время Джим понимает, что у него в руках оказывается карта Планеты сокровищ…

История создания

Работа над мультипликационным фильмом длилась более четырех лет, и первоначально планировалось, что лента будет называться «Остров сокровищ в космосе». Еще в далеком 1985 году сценарий этого мультфильма, а также упомянутой выше «Русалочки», был предложен его авторами Роном Клементсом и Джоном Маскером продюсерам, но тогда предпочтение было отдано истории по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, а экранизацию вариации на тему романа Роберта Стивенсона не приняли во внимание.

Сценаристы не очень расстроились невниманию к их работе, потому что в 80-е годы еще не были так хорошо развиты те технологии, которые хотелось использовать режиссерам при создании ленты. В частности, им хотелось использовать такие средства, которые бы имитировали кинематографические приемы, используемые Стивеном Спилбергом и Джеймсом Кэмероном, но сделать это в мультипликации в то время было невозможно.

В конце 90-х годов картина была принята к производству, а основная работа над мультипликацией началась в 2000 году.
Мультипликаторы хотели создать космический мир, который бы получился гораздо более теплым и живым, чем традиционные для фантастических фильмов пространства. В итоге было сознана уникальная модель мультипликационного мира – космическое пространство, заполняющее собой всю атмосферу. Авторам было важно сохранить и реалистичность созданного им мира, а потому герои не носят скафандров и шлемов, так полностью адаптированы к среде своего обитания (за исключением комического момента с доктором Дильбертом Доблером).

По первоначальной задумке планировалось, что историю про сокровища капитана Флинта от первого лица будет рассказывать взрослый Джим Хокинс, который появляется в начале картины и вспоминает свою жизнь. Однако, в процессе работы над мультфильмом стало понятно, что в таком случае сюжет ленты становится более тяжелым и даже трагическим, а потому от данной концепции было решено отказаться.

Была в начальной версии мультфильма и сюжетная линия, которая рассказывала о работе Джима над своим солнечным серфингом, но потом она также была вырезана из картины, а в кадре остались только полеты подростка по его родному городку.

Идея экранизировать классический роман так, чтобы он показался интересным современным детям, стала довольно интересной по мнению многих сценаристов. Благодаря этому сюжетная линия романа стала более захватывающей для подрастающего поколения, которого уже не удивишь пиратами и сокровищами.

При этом в некоторых моментах переложения содержания романа сценаристы мультфильма «Планета сокровищ» намеренно отказались от точного следования сюжету. Так, например, претерпел изменение характер главного героя Джима Хокинса. Если в книге – это умный и сообразительный подросток, обладающей большой долей самостоятельности, то в мультфильме он, по задумке авторов, стал более обеспокоенным, переживающим мальчишкой, который до сих пор не понимает своего места в мире и пытается его найти.

Появился в мультфильме и новый персонаж, которого не было в книге Стивенсона, — доктор Дильберт Доблер. Этот герой является своеобразным синтетическим персонажем, в характере и манере поведения которого соединились черты оригинальных героев романа: доктора Сэмуэля Ливси и Сквайра Эдварда Трелони.

Рон Клементс также подчеркивал, что в картине авторам хотелось подчеркнуть более явно, чем в романе, отеческо-сыновьи отношения, которые возникают между Джоном Сильвером и Джимом Хокинсом.

При работе над мультфильмом «Планета сокровищ» команда специалистов ориентировалась на правило, которое получило название «Закон 70 на 30». В отношении картины это означало, что на 70% реалистичных и традиционных моментов в ленте должно приходиться не более 30% научно-фантастических моментов.

Внешний вид самой Планеты сокровищ и всех окружающих ее космических объектов был выстроен на основе «книжных» иллюстраций к «Острову сокровищ» Стивенсона, которые также были созданы художниками, работающими над этой лентой.

При создании задних планов в кадре, аниматорами применялась технология, впервые опробованная при создании мультфильма «Тарзан», — так называемый «Глубокий холст». Художниками было создано более 360 разных вариантов фонов, которые впоследствии использовались для создания задних планов и организации сцен.

Новые техники сочетались с традиционными, что позволило создать требуемый эффект глубины. Это же дало возможность операторам работать так, словно они снимают художественный фильм, направляя камеру именно в том направлении и ракурсе, который нужен в данный момент.

Около сорока аниматоров, которые принимали участие в работе над лентой, были поделены на две команды. Шестнадцать художников работали над созданием образа Джима Хокинса, который чаще всего появляется в кадре на протяжении всей ленты. А двенадцать аниматоров работали над прорисовкой Джона Сильвера. Художники признавались, что не старались еще раз перечитать оригинальный роман, чтобы вдохновиться на работу над мультфильмом: это могло бы привести к стереотипности в создании всем известных персонажей. Но в то же время, аниматоры ориентировались на те голоса, которые принадлежали артистам, проводившим озвучание героев.

Также при создании персонажей мультфильма «Планета сокровищ» использовались и макеты главных персонажей. Впервые такой прием получил распространение при создании героя Пиноккио, а потом стал использоваться мультипликаторами студии Уолта Диснея довольно часто. Такой способ помогает не только увидеть героя в его объемной «ипостаси», но и позволяет более точно передать в рисунке индивидуальность персонажа и особенности его характера.

Использование «Закона 70 на 30» относилось не только к анимационной части работы над мультфильмом «Планета сокровищ», но и к созданию звуковых эффектов в ленте и ее музыкальному сопровождению. Специалисты, отвечающие за эту часть работы, признавались, что им приходилось посещать комиссионные магазины, чтобы отыскать в них такие предметы, которые помогли бы создать нужный звук. Так, для озвучания Джона Сильвера применялись подержанные вещи и старые механизмы, которые помогли избежать использования искусственно созданных звуков, которые могли бы привести не к тому эффекту, который нужен был в ленте. В итоге герой получился больше реалистичным, чем научно-фантастическим персонажем.

В рамках следования все тому же закону, было принято решение отказаться от использования специальных эффектов в голосе робота Бэна.

Главные герои

Персонажи этого мультфильма имеют своих литературных прототипов, и имена их в части случаев полностью совпадают.

Джим Хокинс – подросток, который находится в поисках своего места в жизни, и случайно оказывается владельцем карты, ведущей на Планету сокровищ, о которой грезил с самого детства.

Сара – мать Джима, после ухода мужа из семьи воспитывает мальчика одна. Пытается работать в своей гостинице, но так и не может выбиться в люди.

Доктор Дильберт Доблер – синтетический герой, объединивший в себе два литературных прототипа: доктора Сэмуэля Ливси и Сквайра Эдварда Трелони. Друг семьи Джима Хокинса, который помогает его матери и заботится о мальчике.

Билли Бонс – пират, корабль которого терпит крушение у дома Джима Хокинса, погибает, оставив мальчику свой чемодан, в котором и оказывается карта Планеты сокровищ.

Капитан Амелия – мультипликационное воплощение капитана Александра Смоллетта, отважна, решительна, строга. Но как любая представительница слабого пола, оттаивает, обретя семейное счастье и став матерью.

Джон Сильвер – киборг, в команду которого попадает Джим Хокинс на корабле. Помогает и порой даже опекает мальчишку, хотя чаще кажется предельно жестоким и коварным.

Морф – фантастическое существо, которое выполняет роль любимца-попугая литературного Джона Сильвера. Способен принимать любую форму и превращаться в любое существо.

Капитан Арроу – первый помощник капитана Амелии, который гибнет во время очередной операции.

Мистер Скруп – один из членов команды, который пытается организовать мятеж на корабле. По его вине гибнет мистер Арроу, хотя все выглядит так, словно ошибку допустил Джим Хокинс. Его литературный прототип — Израэль Хендс.

Бэн – биоэлектронный навигатор, робот, обнаруженный на Планете сокровищ. В конце фильма становится обыкновенным роботом-поваром.

Успех

Премьера мультфильма «Планета сокровищ» в Соединенных Штатах Америки состоялась 17 ноября 2002 года, хотя в Париже эта картина уже была показана зрителям чуть ранее – 5 ноября. Главной особенностью проката этой ленты стало то, что впервые картина одновременно показывалась как в классических кинотеатрах, так и в кинотеатрах IMAX. Руководство Walt Disney Studio Entertainment проанализировало успех, который принес прокат перевыпущенных в новом формате мультфильмов Уолта Диснея, а также рассчитывало таким способом отличиться от конкурентов, запустивших показ своих премьерных лент на те же сроки.

Нельзя сказать, что расчеты прокатчиков оправдались. При том, что в целом мультфильм «Планета сокровищ» получил вполне благосклонные отзывы критиков, многие посчитали, что история, перенесенная на просторы Вселенной, должна была оказаться более захватывающей. Большинству как профессиональных зрителей, так и простых посетителей кинотеатров было непонятно, для чего стоило переносить действие классического романа в новые условия, если ничего принципиально нового такое решение сюжету не принесло.

Наиболее распространенными стали отзывы о том, что «Планета сокровищ» – это занимательное зрелище, которое поможет объединить у экранов всю семью, но рассчитывать на большее не приходится. Многие ожидали от этой ленты чего-то особенного, а потому избежать пусть легкого, но все же разочарования не удалось.

Прокат мультфильма «Планета сокровищ» нельзя назвать успешным: при бюджете в 140 миллионов долларов ленте удалось собрать в мире чуть более 100 миллионов долларов, а в США она и вовсе провалилась, не окупив и трети вложенных в производство средств.

Мультфильм «Планета сокровищ» был номинирован на Оскар как Лучший полнометражный фильм, а также – на премию Энни в семи номинациях.