Chicken Run

Pobeg_iz_kuryatnika_DVD Нечасто встретишь на большом экране киноленту или мультфильм, где главным героем становится курица, которая пытается спасти себе подобных, а курятник больше напоминает концлагерь с дощатыми домиками, обнесенными колючей проволокой по периметру, нежели обычную ферму. В памяти всплывает несколько сюжетов, в которых есть эта птица. К примеру, с детства известная русская сказка про курочку Рябу или волшебная сказка Антония Погорельского «Черная курица или Подземные жители», написанная аж в начале 19 века, а в 20 веке экранизированная. Но чтобы это был полнометражный фильм, где основные персонажи – куры из большого курятника… Довольно необычно.

«Побег из курятника» — мультфильм, выполненный в редком жанре пластилиновой анимации, вышел на экраны в 2000 году. Постановщики картины – британцы Питер Лорд и Ник Парк, — входили также в состав группы сценаристов, создавших столь веселый и интересный сюжет. Мультфильм задумывался как пародия на американский фильм «Великий побег», снятый в 1963 году. Однако, в мультипликационной версии, кроме того, что вместо военнопленных к побегу готовятся куры, есть еще пародийные моменты, намекающие на другие известные кинофильмы. Из них: «В джазе только девушки», «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега», «Инопланетянин», «Чужие», «Молчание ягнят», «Побег из Шоушенка».

Снят был «Побег из курятника» британской студией Aardman Animation в содружестве с американской DreamWorks и французской Pathe.

Картина была номинирована на ряд престижных кинематографических премий, однако ни в одной номинации не вышла победителем. При этом в мировом рейтинге кинокритиков 97 процентов составили положительные отзывы о постановке. Да и зрители пришли в восторг от пластилинового творения британских режиссеров. Сборы мирового проката превысили сумму, затраченную на постановку, более чем в два раза и составили почти 225 миллионов долларов.

Главные герои и исполнители

Джинджер – свободолюбивая курица из курятника. Упрямая и целеустремленная, она мечтает сбежать на свободу из этого места, где ее собратьев по перу жестоко угнетают, заставляя нести яйца. Даже потерпев ряд поражений, Джинджер не останавливается, а строит новые планы побега. По ее мнению, надо использовать любой шанс, даже если он – единственный. Роль озвучивает британская актриса Джулия Савалия.

Рокки – случайно залетевший в курятник цирковой петух. Самоуверенный, напыщенный, самовлюбленный щеголь. Ни за что не признает свою неправоту. Роль озвучивает известный американо-австралийский актер и режиссер Мел Гибсон.

Миссис Твиди – хозяйка фермы. Жестокая, суровая, грубая, жадная на деньги женщина. Озвучила роль известная английская актриса Миранда Ричардсон.

Мистер Твиди – муж хозяйки, — сторожит курятник, присматривает за хозяйством. Настоящий «подкаблучник». Всю свою злобу выплескивает на подопечных кур. Озвучивает роль британский актер Тони Хайгарт.

Бабс, Банти и Мак – курицы из курятника, подруги и соратники Джинджер. Ник и Фэтчер – крысы, спекулируют разными безделушками, выкраденными из дома фермеров. Ну и куда же в курятнике без петуха – бывшего военного Фаулера, которого отличает отличная выправка и абсолютная бесхарактерность. Даже удивительно, как он руководит огромным курятником…

Сюжет

Ночь. Хозяин фермы мистер Твиди в сопровождении двух цепных псов обходит по периметру курятник, обнесенный колючей проволокой. Луч фонарика подсвечивает темные углы. Тут из-за маленького домика в курятнике появляется Джинджер, она следит за фермером. Как только хозяин удаляется на приличное расстояние, Джинджер подбегает к ограде, достает заранее заготовленную ложку-копалку и, озираясь, начинает копать под оградой лаз. Делает она это очень быстро и ловко, поэтому уже через минуту героиня пролезает на другую сторону. Но курица не спешит бежать в одиночку, а зовет подруг, которые ждут ее сигнала неподалеку. Хозяин с собаками еще недалеко, луч фонаря то и дело скользит по территории курятника. Крадучись, подруги Джинджер пробираются к лазу. Однако в отличие от стройной Джинджер, пышнотелая Бабс застревает. Несушки начинают ее подталкивать, а беглянка тянет на себя. Возня у ограды привлекает внимание сторожевых псов, и они несутся к месту, откуда слышен шорох. Джинджер успевает затолкнуть Бабс обратно, а сама остается снаружи. Хозяин хватает непослушную курицу и бросает в наказание в ящик с углем, этакий карцер, где есть время подумать над своим недостойным поведением.

Наутро Джинджер выпускают, но она полна решимости продолжать работу над планом побега. Упрямая диссидентка предлагает все новые и новые идеи обретения долгожданной свободы. Однако они снова заканчиваются неудачно, а сама Джинджер время от времени попадает в «карцер» за свое бунтарское поведение.

Тем временем миссис Твиди тщательно следит за плодовитостью кур в своем хозяйстве. На утренней поверке, когда петух Фаулер выстроил всех своих подопечных в одну шеренгу, фермерша, сверяясь со списком, где просчитана яйценоскость каждой курицы, проходит вдоль «куриной линейки», забирает Эдвину, не снесшую ни одного яйца, и уносит ее с собой. Все осознают, что Эдвина больше уже никогда не вернется в курятник. Забравшаяся на крышу своего домика любопытная Джинджер с полными слез глазами наблюдает, как миссис Твиди, прихватив по дороге топор, заходит в сарай, а следом раздается характерный звук.

Этот случай придает еще больше решимости главной героине и все больше укрепляет желание сбежать из ненавистного курятника. Если не получается сбежать по земле, то надо придумать как перепрыгнуть ненавистную ограду. Следующим планом побега стало создание устройства, напоминающего катапульту, изобретенного умной курицей Мак. Во время совещания по обсуждению плана побега с помощью катапульты неожиданно появляется мистер Твиди. Однако хорошо организованная команда кур так стремительно спрятала все, что могло бы их скомпрометировать, и расселась по своим насестам, что фермер ни о чем не догадался. Однако мистер Твиди интуитивно чувствует, что эти неугомонные куры явно что-то замышляют.

Тем временем миссис Твиди, подсчитывая выручку, которую удалось получить от реализации яиц, начинает ворчать о том, что их хозяйство не окупается, денег все равно не хватает. Вдруг ей на глаза попадается буклет с рекламой машины, которая перерабатывает курятину и производит высокодоходные пирожки с куриной начинкой. Миссис Твиди принимает решение приобрести чудо-агрегат во что бы то ни стало, тем самым надеясь увеличить свои доходы. Курам угрожает новая опасность. Теперь их будут держать не только как производителей яиц, но и как сырье для начинки пирожков.

В курятнике между Джинджер и другими курами происходит неприятный разговор. На вопрос, что их ожидает за оградой, героиня обещает желанную свободу, независимость, все, что предлагают просторы природы – свежая трава и речная вода. На это куры-рационалистки отвечают, что здесь, в курятнике, у них и так есть все. Их кормят зерном, они живут в домиках. Да и забор с колючей проволокой не так уж и страшен.

Расстроенная Джинджер выходит на улицу и плачет. Она боится, что никогда не сможет уговорить своих подруг сбежать из этого ненавистного места. Вдруг прямо с темного неба в их курятник сваливается… летающий петух. Правда, при падении герой получает несколько переломов, которые ему диагностирует умная Мак. Однако сам факт того, что петух умеет летать, пусть даже этот петух – артист цирка, вселяет надежду в Джинджер. Героиня спешит поделиться свежими идеями со своими подружками: если новичок по имени Рокки научит их летать, то они без труда покинут пределы ненавистного курятника!

Однако, услышав об идее Джинджер, Рокки категорически отказывается учить курочек. Более того, петух собирается срочно покинуть курятник. И только умоляющий взгляд и невероятное обаяние Джинджер заставляют его переменить свое решение.

На ферму тем временем доставляют агрегат по производству пирожков. У жителей курятника остается совсем мало времени на подготовку побега: как только мистер Твиди установит агрегат и он начнет работать, всем обитателям курятника придет конец.

Успеют ли наседки под руководством Джинджер выбраться? С какими еще трудностями столкнутся куры? Удастся ли затея коварной фермерши? Все это можно будет узнать, просмотрев «Побег из курятника» до конца.

Интересные факты

  • Для британской студии Aardman Animations, созданной в Бристоле в 1972 году, «Побег из курятника» стал дебютным полнометражным мультипликационным фильмом.
  • В детстве семья режиссера Ника Парка держала кур на заднем дворе. Двух вылупившихся цыплят звали Джинджер и Рокки. Эти имена и использовал Парк в своей постановке.
  • В курятнике каждый домик, где гнездятся несушки, пронумерован. Место жительства главной героини Джинджер обозначено номером 17. Здесь явный намек на военный фильм «Лагерь для военнопленных № 17», поставленный режиссером Билли Уайльдером в 1953 году.
  • Для создания туловищ кур использовали силикон с латексным покрытием, а остальные части – руки людей, крылья куриц и головы, — были пластилиновыми. Причем для декорирования мест крепления пластилина к силикону были придуманы различные декоративные элементы в виде бус, оборок, рюшей.
  • Чтобы воспроизвести эффект куриных перьев, которые трудно анимировать из пластилина, в нижней части туловища придумали маленькие пластилиновые шишечки. Так, на нижнюю часть самой крупной курицы Банти было слеплено более трех тысяч таких маленьких шишечек.
  • Процесс подготовки к съемке занимал много времени. Так, аниматоры неделю трудились над созданием 3 или 4 куриц. Необходимо было пройти около сотни этапов, чтобы создать только одну несушку. Причем из-за того, что модель из пластилина недолговечна, приходилось создавать ей «дублера».
  • Всего у создателей картины на производство персонажей было затрачено более полутора тонн пластилина.
  • В декабре 1988 года Министр здравоохранения Британии Эдвина Карри высказала предупреждение о том, что в фермерских яйцах обнаружена сальмонелла, после чего разразился «яичный кризис». Карри вскоре пришлось подать в отставку. Создатели мультфильма, намекая на сей исторический факт, назвали одну из куриц, которая не смогла нести яйца и лишилась вследствие этого головы, Эдвиной.
  • Все актеры, озвучивающие персонажей мультфильма, делали это в Великобритании, кроме Мела Гибсона. Последнего уговорили озвучивать Рокки его собственные дети, полюбившие коротенькие истории про Уоллеса и Громита, вышедшие на студии Aardman Animations несколькими годами ранее.
  • Пытаясь объединить в процессе производства фильма две культуры – британскую и американскую, была выдвинута идея сделать Рокки американцем.
  • Романтические отношения, которые возникают между Джинджер и Рокки, создатели картины сравнивают с нашумевшим любовным романом 20 века между двумя известными актерами – Спенсером Трэйси и Кэтрин Хепберн.
  • В ходе сюжета курица Бабс постоянно вяжет. Создателям пришлось связать несколько настоящих маленьких вещичек, используя вместо спиц зубочистки.
  • Один из аниматоров, который входил в состав съемочной группы, занимался тхэквондо. Этот же вид боевого искусства преподается курицам во время тренировок.

Живой и веселый пластилин

Зрелищность пластилинового мультфильма обусловлена яркой картинкой и необычными персонажами. Не останутся без внимания зрителей и пародийные моменты, в которых угадываются эпизоды знакомых кинофильмов. Сопровождающая действие музыка, созданная двумя британскими кинокомпозиторами — Джоном Пауэллом и Гарри Грегсон-Уильямсом, акцентирует внимание на особо острых и смешных моментах, временами настораживает, а порою — заставляет улыбнуться. Фильм насыщен легким ненавязчивым юмором, а сама атмосфера распространяет невероятное количество радости и положительных эмоций.

Мультфильм с удовольствием посмотрят дети вместе со своими родителями. Замечательная «куриная» история непременно захватит всех, доставив огромное удовольствие и море позитива.