Про Федота-стрельца, удалого молодцаМультипликационный полнометражный фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца» был снят по заказу кинокомпании СТВ на Санкт-Петербургской анимационной студии «Мельница», прославившейся созданием популярных мультфильмов про былинных русских богатырей — удальцов Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Мультфильм сделан по мотивам одноименной сказки в стихах известного актера, сценариста, поэта и режиссера Леонида Филатова (1946-2003 гг.). Сказка была написана в 1985 году и была опубликована в популярном журнале «Юность» в 1987 г.

Леонид Филатов не придумывал персонаж Федота-стрельца, он его лишь развил и осовременил. Исторически этот образ имеет более глубокие корни. Подобный тип можно встретить в старинной русской народной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», заботливо сохраненной ученым и публицистом А.Н. Афанасьевым (1826-1871 гг.) в его сборнике. В 1988 г. был поставлен моноспектакль, в котором в жанре одного актера снялся сам Леонид Филатов. С тех пор цитаты из этой литературной сказки были растасканы на фразы, и во многом по своей злободневности повторив судьбу фраз из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Как невозможно перепеть гениев, например, Владимира Высоцкого или Игоря Талькова, так невозможно повторить оригинальный образ сказки в стихах, созданной Леонидом Филатовым. Но создателям одноименного мультфильма все же удалось достаточно похоже по духу и сути приблизиться к оригиналу. Сама идея создания анимационного фильма на основе сказки Леонида Филатова принадлежит Сергею Безрукову, озвучившему в мультфильме главного персонажа — Федота-стрельца. Еще в 2003 году известный актер совместно со своей женой Ириной Ливановой по благословению Леонида Филатова записал эту сказку в виде аудиокниги на студии «Парадигма C&T». В мультфильме супруга актера, впоследствии Ирина Безрукова, озвучила худосочную Царевну.

История создания

Студия «Мельница» основной упор всегда делает не на высокохудожественную, созданную в современном стиле анимацию, а на интересный сюжет и зажигательный юмор. То же самое можно сказать и о данном мультфильме. Сказка Филатова, используя образы русского народного фольклора, иронично описывает современность. А ее новейшая мультипликационная обработка привнесла собой второй сатирический слой, наложенный уже поверх филатовского. Создатели мультфильма несколько осовременили произведение и добавили много новых сюжетных линий в оригинальный текст, также изменения были внесены в характеры некоторых персонажей. Экранизация была дополнена еще двумя романтическими сюжетными линиями. Например, Баба Яга по сюжету мультфильма влюблена в генерала, а по Марусе сохнет недалекий генерал.

Мультфильм мастерски дополнен актуальными реалиями. Например, в эпизоде, где Баба-Яга занимается домашними делами, по телевизору, выполненному в виде тарелочки с яблочком и голубой каемочкой, проскакивают фрагменты матча между питерским «Зенитом» и «Локомотивом». Кроме Бабы Яги и красавица Маруся увлекается просмотром новостей Первого канала. Она же исполняет танец живота под песню группы «Любэ». Не отличающийся красотой человекоподобный африканский посол, подобно Кинг-Конгу, взбирается на Спасскую башню Кремля, в котором обитает неугомонный Царь.

Государева охрана, одетая в кафтаны и черные очки, чем-то напоминает сотрудников спецслужб современных президентов. Генерал, любящий искусство фотографии, предстает страстным «металлистом», нося свои награды на спине и чуть ниже. Федот передвигается на самоходной печи с дизельным двигателем и живет с очаровательной супругой в многоквартирной бревенчатой избе. Баба Яга летает с помощью пропеллера, а не метлы, при этом она, вероятно опасаясь штрафов лесного ГИБДД, не забывает пристегиваться. А строительный трест «Черномор и компания» занимается продажей шикарных изб в престижных районах.

Создатели. Актеры озвучивания.

Продюсерами фильма являлись Александр Боярский, известный своим участием в фильмах о русских богатырях, Константин Эрнст и Сергей Сельянов, ранее продюсировавший знаменитые ленты «Брат», «Брат-2» и «Кукушка». В качестве режиссера успешно выступила дебютант Людмила Стеблянко. Она же, совместно с Романом Смородиным, приложила руку и к написанию сценария. В фильме звучит музыка композитора Максима Кошеварова. Его музыкальные произведения зрители могли оценить в сериале «Ментовские войны». В создании мультфильма также приняли участие художник Анастасия Васильева и звукорежиссер Владимир Голоунин.

Роли озвучены голосами блистательных актеров современного российского кинематографа: Сергей Безруков (Федот-стрелец), Чулпан Хаматова (Маруся-жена Федота), Виктор Сухоруков (Царь), Дмитрий Дюжев (Генерал), Александр Ревва (Баба Яга), Евгения Добровольская (Нянька), Ирина Безрукова (Царевна), Константин Бронзит (Тит Кузьмич и Фрол Фомич), Михаил Ефремов (То-Чаво-Не-Может-Быть) и Олег Куликович. По словам продюсера фильма Сергея Сельянова, актеры сами просились на эти роли.

Так известная актриса Евгения Добровольская в одном из интервью вспоминала, что дважды проходила пробы на роли в озвучивании мультфильма. Евгения изначально должна была озвучить Марусю, но, вначале одобрив, продюсеры впоследствии передумали, обосновав свой отказ низким голосом актрисы. Добровольской была предложена роль Няньки, на которую она с удовольствием согласилась. Как уверяет исполнительница, ей очень понравился персонаж, который всегда говорит то, о чем думает.

«Сейчас заинтересовать молодежь Филатовым – это подвиг, – заявил в одном из интервью перед премьерой актер Сергей Безруков. – Вроде бы это достояние старшего поколения, которое помнит гениальное исполнение самого Филатова. Будет ли это достоянием тех, кому сейчас двадцать, и будет ли молодежь цитировать «Федота», вот какого результата хотелось бы достичь».

Роль Царя озвучил неподражаемый Виктор Сухоруков. Он уже блистал в подобных монаршьих ролях. На его счету роль императора Павла, генсека Никиты Хрущева и вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. В экранизации про «Федота-стрельца» режиссера С. Овчарова Сухоруков когда-то сыграл «То-чего-не-может-быть». А по поводу работы над ролью Царя в мультфильме «Про Федота-стрельца, удалого молодца» актер рассказал в одном из интервью, что получил несказанное удовольствие, «оживив Царя-батюшку». В кино актер исполнил роль неоднозначного императора Павла, роль царя Федора Иоанновича Сухоруков исполняет в спектакле Моссовета, а озвучивание Царя в мультфильме — его третья работа в этом амплуа.

Премьера мультфильма состоялась 12 декабря 2008 г. Перед премьерой актеры, собравшись в фойе кинотеатра, пребывали в волнении. Собравшиеся зрители разочарованно вздыхали только по одному поводу: «Жаль, Ефремов не пришел…». — «Так ему по роли не положено! Он же «То, Чаво Не Может Быть»! — шутили в ответ организаторы показа. Резидент «Комеди клаб» юморист Александр Ревва, явно соскучившийся по главным ролям в кино, перед премьерой зачитал со сцены свою вариацию сказки Леонида Филатова. В нем он, талантливо подражая филатовскому стилю, шутливо поведал о том, как шла работа над проектом, начиная от замысла и кастинга, и кончая премьерным показом. Он удачно подметил наличие в фильме голосов Безрукова и Сухорукова. В мультфильме Александру Ревве блестяще удалось озвучить Бабу Ягу в гениальных традициях Георгия Милляра и Евгения Лебедева.

Сразу же после премьеры в Москве в двадцатых числах декабря 2008 года именно показом мультипликационного фильма «Про Федота-стрельца, удалого молодца» открылся 25-й Международный фестиваль фильмов для детей и юношества. Этот мультфильм рекомендован к семейному просмотру, но все-таки из-за наличия некоторых сцен, так сказать «на грани», малолетним детям стоит воздержаться от его просмотра. И дело не только в шикарном бюсте четвертого размера возлюбленной Федота, который часто становится подушкой, утешающей растерянного героя. Сам текст сказочной пьесы все-таки рассчитан на зрелую аудиторию.

Затраты на создание мультфильма составили 2 миллиона долларов, причем государство не участвовало в финансировании проекта. Но вложенные средства с лихвой окупились. Сборы в кинотеатрах России составили 2 586 097 долларов, а посмотрели его 521,2 тыс. зрителей.

Сюжет

Основу сюжета картины составляет известный сказочный штамп об очередном противостоянии добра и зла, честности и лжи, любви и ненависти. В некотором Царстве жил простой русский мужик Федот-стрелец. Он не обладал изысканной внешностью, гениальным умом и сказочными богатствами. Вместе с тем, он не был глуп и беден. Кстати, сам анимационный персонаж довольно сильно похож на Леонида Филатова в молодости, как статью, так и лицом. Ему приходилось прислуживать в качестве охотника и рыболова злому, вздорному и завистливому Царю.

Самодержец, несмотря на преклонный возраст, оставался изощренным ловеласом. У эгоистичного, себялюбивого Царя имелась дочка готического вида, явно страдающая анорексией. Она постоянно капризничала и ломалась, словно участница программы «Дом-2″. На службе у сказочного правителя состоял увешанный медалями и орденами туповатый, грубый, но исполнительный Генерал, беззаветно любящий искусство фотографии. Однажды, вероятно мучаясь от похмелья или просто от старческого маразма, Царь поручил Федоту-стрельцу выполнить государственное дело, послав исполнительного молодца на охоту. Задание — принести к царскому столу какой-нибудь изысканной дичи.

Федот отправился на поиски. Но охота не задалась — лесные звери разбегались от стрельца и искусно прятались в норы. Федоту попалась только маленькая голубка, которая на поверку оказалась заколдованной красной девицей по имени Маруся. Этакая Памела Андерсон «а ля рюс». Но в придачу к телесной рельефности голливудской дивы, обладавшая невиданным талантом ко всякому рукотворчеству, работоспособностью и другими нужными в хозяйстве умениями и качествами.

Кроме того, у нее на подмоге были двое сказочных сподручных — Тит Кузьмич и Фрол Фомич — два рукодельных молодца-близнеца. Подобные исполнительные персонажи ранее где только не появлялись. Пример тому — мультфильмы «В стране невыученных уроков» (1969 год), «Вовка в тридевятом царстве» (1965 год) и «Волшебное кольцо» (1979 год).

Маруся очаровала стрельца и стала его верной женой. О наличии супруги — красавицы вскоре узнали недоброжелатели Федота — Царь и Генерал. Генерал притащил Царю фотографии эротического содержания с изображением Маруси. Обезумевший Царь тут же воспылал страстью к прелестному созданию. Вскоре Царь и Генерал принялись думать, как избавиться от Федота-стрельца и заполучить Марусю в царские хоромы. На помощь им пришла коварная мошенница на доверии, молодящаяся пенсионерка Баба Яга. Во многом ею двигала любовь к Генералу. Сама представительница фольклорного эпоса жила с вороватым котом в окружении лесных зверюшек, то подшучивающих над ней, то сочувствовавших ей из-за неразделенной любви. В то же время, мертвенно- бледная и отощалая Царевна, неизвестно с какой дури, возжелала в мужья не заморского обезьяноподобного, но знатного посла, а простого смертного мужика — Федота-стрельца. Царственную особу можно понять — ну не приглянулся ей посол. Возможно, именно такой персонаж в свое время навел на мысль Чарльза Дарвина, когда он создавал свою теорию эволюции.

Напрямую извести Федота заговорщики не могли, боясь народного гнева и вытекающих из этого последствий. Поэтому решили справиться с ним при помощи хитрости и коварства. Царь стал нагружать Федота сложными, опасными для жизни и невыполнимыми заданиями, подобно тому, как воспылавший любовью к Вирсавии библейский царь Давид отправил на войну ее мужа Урию. Сначала он потребовал от Федота-стрельца добыть золотой ковер с изображением всей страны, как на карте, затем — дал приказ сыскать оленя с золотыми рогами. Приказы сыпались по нарастающей.

В выполнении сложных заданий Федоту быстро и качественно помогала его мудрая неунывающая жена, не забывая прибегать к помощи Тита Кузьмича и Фрола Фомича. Наконец, Царь отправил растерянного Федота найти То-Чаво-Не-Может-Быть. Иначе пообещал отрубить ему голову. Жена не могла помочь супругу в решении этого странного задания даже при помощи своих волшебных помощников. Кручинясь и проливая слезы, она собрала его в дальнюю дорогу. Федот-стрелец, сев на модернизированную печку, уехал в неведомые края навстречу опасностям и приключениям. Так начинается эта поучительная для безрассудных правителей история, в любой момент грозящая закончиться гибелью главного героя.