Peur(s) du noir

strakh_temnoty_oblТемнота и страх неразрывно связаны друг с другом, это две части одного целого, которые просто не могут существовать друг без друга. И страх темноты так же естественен, как страх самой смерти, с которой она, темнота, и ассоциируется. Поэтому из всех страхов после страха смерти, эта фобия – самая распространенная и самая древняя. Страх темноты у человека появился именно тогда, когда сформировался из человекоподобного неандертальца человек разумный.

Человек, впервые оказавшись в незнакомом месте, лишенном света, никогда не сможет до конца понять, даже используя другие органы восприятия, что в этой самой темноте находится. Затаился ли там неведомый хищник, или комната кишит насекомыми, готовыми съесть человека заживо, или за входной дверью притаился неведомый убийца. Количество страхов в данном случае просто не ограниченно. И столько, столько существует их, страхов, столько существует и фобий – навязчивых состояний боязни чего-либо. И умные ученые, сумевшие проникнуть в подсознание человека, придумали каждой из этих фобий свое собственное, иногда совершенно непроизносимое название.

Мультипликационный фильм ужасов – жанр не новый, но графическая анимация, основанная на комиксах, тем не менее, — явление уникальное. В 2007 году команда французских аниматоров решилась на необычный эксперимент – выпустить в свет полнометражный мультипликационный фильм, который бы исследовал саму суть мистического и непознанного чувства – страха. Они решили на историях, выраженных с помощью графического искусства, препарировать ряд фобий, которые не только отравляют жизнь самому человеку, но и всем окружающим его людям.

Позднее к энтузиастам-французам присоединились молодые аниматоры из США и Италии. Эти энергичные фанаты своего дела, профессиональные дизайнеры и иллюстраторы, сплотились в одну интернациональную съемочную группу. Результатом их творчества стала полнометражная анимация, которая доступным визуальным языком раскрывает саму природу страха, знакомого всем людям без исключения. Темой страха были объединены пять автономных, весьма странных по своему содержанию историй, тех, которые в течение долгого времени еще будут продолжать о себе напоминать.

История создания

Проект «Страх(и) темноты и не только», который является уникальным анимационным сборником графических новелл, представлен как продукция французских кинематографов. Продюсером мультипликации выступил арт-директор Stidio Canal + Этьенн Робьяль. Ну а съемочная команда, как уже упоминалось, получилась интернациональная. Над фильмом работали шесть мастеров анимационного искусства, они же выступили в качестве режиссеров проекта: Блатч (Франция), Чарльз Бернс (США), Мари Кайу (Франция), Пьер Ди Сиулло (Франция), Лоренцо Маттотти (Италия), Ричард МакГуайр (США).

Известный французский иллюстратор, непревзойденный мастер графики, прославивший свое имя популярными комиксами Блатч срежиссировал одну из самых жутких историй фильма. Она повествует о странном человеке в карнавальном костюме, натравливающих свирепых псов на людей. Короткая история, которая проходит сквозь все повествование фильма, выполнена в нарочито небрежной манере, подчеркивающей страшную суть кровавой расправы.

Самым знаменитым в команде режиссеров является Чарльз Бернс. Он, так же как и Блатч, прославился как автор оригинальных комиксов. Наибольшую популярность ему принесла история в картинках под названием Black Hole, которую поклонники комиксов охарактеризовали как своеобразный графический роман и возвели его в ряд культовых произведений. Бернс создал одну из частей мультфильма «Страх(и) темноты и не только», повествующую о сложных отношениях молодого человека, увлеченно изучающего повадки насекомых, с противоположным полом. Страсть к насекомым, в конце концов, и привела юношу к трагическому финалу. В своей работе Чарльз Бернс продолжил традицию аллегорий, использованную в «Black Hole», и применил те же приемы.

Третью историю – о мужчине, пытающемся согреться в заброшенном доме, рассказал талантливый иллюстратор Ричард МакГуайр. Его короткометражка особенно эффектна, учитывая тот факт, что из нескольких минут, в течение которого длится эпизод, на экране царит кромешная тьма, которую, кстати, так боится главный герой. Минимализм Ричарда МакГуайра потрясает. Черно-белая история держит в напряжении в течение всего времени просмотра, а в финале это напряжение специально усиливается. Зритель буквально замирает в ожидании страшной развязки.

Мари Кайлу – единственная женщина в команде аниматоров сняла часть графического альманаха, которая зачаровывает и ужасает одновременно. Это история про японскую девочку Сумако, которая под влиянием жестокого отношения одноклассников доходит до грани безумия. Эта странная история стилизована под любимый японцами стиль аниме. Пожалуй, по силе эмоционального воздействия, эта история одна из самых пугающих. Видеть мучения ребенка всегда тяжело, а расписанные подобным жутким образом – особенно. Женщина-аниматор сумела, подобно профессионалу-психиатру, глубоко проникнуть в подсознание своей героини и графическим образом представить все те кошмары, которые мучили девочку в ее страшных снах.

Новелла, больше напоминающая сон, создана итальянским аниматором Лоренцо Матотти. В ней присутствует и мистика, и религия, и ночные кошмары. Чучело крокодила под сводами храма – зрелище жуткое и одновременно завораживающее. Короткометражка наполнена страхами, тенями, воспоминаниями и предчувствиями. И все это очень мастерски воспроизведено в графике.

Все истории, кроме кошмара с безумными псами отделяются друг от друга абстрактной графикой Пьера ди Сиулло. Гипнотические картинки черно-белого цвета сопровождает закадровый текст, который пытается разобрать природу той или иной фобии.

Графика

«Страх(и) темноты и не только» — проект необычный, не похожий ни на один из всех ранее созданных графических работ подобного жанра. Хотя бы потому, что впервые в истории анимации в основу сюжета положены самые разнообразные человеческие страхи. В графическом плане «Страхи» — набор черно-белых анимационных короткометражек, различных по своему стилистическому исполнению. Именно «разномастность» этих роликов при общей связующей идее придает мультипликации остроту и неожиданность. История о жестоком человеке, одетом в костюм Скарамуша, выполнена восковым мелком, другой образец графического искусства – рисунок углем – история кровожадного крокодила, компьютерная анимация в технике аниме – история маленькой девочки Сумако, реальность существования которой выполнена более тускло, как будто сквозь дымку, а потусторонние видения – четко отрисованными.

Графическое разнообразие анимационного проекта – его «конек». Не зря над созданием мультфильма трудились лучшие художники-иллюстраторы, а также мастера комиксов из Франции, Италии, США. Тонкую материю страха передает контраст черного и белого цветов, тени, смазанные полутени, мягкие полутона. Все это многообразие графики очень тонко воздействует на психику, усиливая эффект от увиденного.

Сюжет

История первая. Человек в костюме персонажа итальянской комедии Скарамуша. Начальные кадры фильма демонстрируют пустынную местность. На огромном расстоянии не видно ни домов, ни людей. Лишь серые каменные глыбы возвышаются над долиной. Человек в странном костюме 18 века ведет на привязи свору голодных волкодавов. Видно, что человек удерживает этих страшных зверей из последних сил. Неожиданно среди построек заброшенной мельницы показывается фигура маленького мальчика. Это очень странный ребенок. Кажется, что это не человек, а призрак. Старик в странном карнавальном костюме спускает на ребенка озлобленного пса. Его лицо искажается чудовищной усмешкой.

История вторая. Страсть к насекомым. Главный герой ролика – замкнутый подросток, который живет на севере. Он предоставлен самому себе, поэтому вынужден развлекать и занимать себя, как может. Любимым занятием мальчика по имени Эрик становится изучение насекомых. Мать юного героя поощряет его увлечение наукой и разрешает организовать в доме лабораторию. В лесу подросток обнаруживает осиное гнездо, из которого с трудом достает некое насекомое, напоминающее самку богомола. Это существо очень странного вида – фигурой оно больше напоминает человека – той же формы конечности, те же повадки и движения. Принесенное в дом существо сбегает, становясь для инфантильного юноши кошмаром всей его дальнейшей жизни.

История третья. Призрак самурая. Эта часть мультфильма рассказывает о японской школьнице, которая переехала в небольшой городок вместе со своей мамой. Дом этой небольшой семьи располагается на окраине поселения, рядом с заброшенным кладбищем, на котором, как выясняется, был похоронен некий самурай, совершивший, согласно легенде, чудовищное преступление. Новенькая ученица с первых дней пребывания в школе стала подвергаться издевательствам и насмешкам со стороны своих одноклассников. Эти действия привели героиню сначала на грань нервного срыва, а затем – к катастрофе. Призрак умершего самурая преследует Сумако непрестанно.

История четвертая. Странные исчезновения. В поселении, в котором люди испокон веков жили спокойно и мирно, стали происходить необъяснимые события. Совершенно беспричинно стали исчезать люди. Главный герой короткометражки – подросток, семью которого тоже не обошла трагедия: однажды бесследно исчез его родной дядя. Мальчик в свободное время общается со своим сверстником. Друг главного героя отличается особой начитанностью и обширными познаниями в области биологии и ботаники. Его предсказания, которые, скорее всего, лишь результат хорошего анализа событий, всегда сбываются. Но в один из дней подросток, поехавший кататься на велосипеде, бесследно исчезает. Вся деревня отправляется на его поиски.

История пятая. Темнота. Эта история по смыслу более всего соответствует самому замыслу фильма – изучению страха темноты. Человек, заблудившийся в бескрайней степи, набредает на заброшенный дом. Этот дом полностью лишен электричества, погружен в кромешную темноту. Освещая себе дорогу, путник исследует это странное помещение. Он понимает, что в доме никого нет, но одновременно чувствует чье-то невидимое присутствие.

Интересные факты

  • Совместное произведение французских, итальянских и американских аниматоров мультфильм «Страх(и) темноты и не только» (2007г.) демонстрировался на тридцатом Московском кинофестивале. Он был представлен в программе «8 с половиной фильмов».
  • Настоящее имя французского графика и комиксмейкера Блатча звучит как Christian Hincker.

Страх темноты

Принято считать, что никтофобия, или страх темноты – этакий подвид страха, которому неокрепшая детская психика более подвержена, нежели взрослая. В подобном психологическом расстройстве взрослому состоявшемуся человеку признаться крайне трудно. Но, как бы то ни было, после страха смерти никтофобия – самый древний и самый распространенный вид страха.

Человек, одержимый страхом темноты, живет как будто в постоянном кошмаре, его жизнь без электричества была бы просто невыносимой. Как же случается, что естественное состояние дискомфорта и неизвестности, которое испытывает человек в состоянии кромешной темноты, превращается в серьезное психологическое расстройство? Сколько ученых, столько же существует и мнений. Так, некоторые исследователи полагают, что страх темноты – некая генетическая память, оставшаяся у человека современного с первобытных времен. Но если у доисторического человека никтофобия проявлялась в основном как инстинкт самосохранения, у человека современного крайняя степень этого страха выступает в виде психического заболевания.

Существует версия, что, как и любая психическая проблема, никтофобия уходит своими корнями в детство. Именно там, в глубинах детских страхов и фантазий нужно искать источники психического расстройства. Существует также предположение, что страх темноты – трансформировавшийся страх небытия, страх смерти. Как бы то ни было, в каждом случае причины никтофобии бывают очень индивидуальными. Но в одном мнения ученых сошлись – если человек, совершенно здоровый в психологическом плане, лишенный каких-либо фобий, длительное время пребывает в темноте, то помимо никтофобии эта изоляция приведет к ряду других, гораздо более серьезных изменений человеческой психики.