Bolt

Полнометражный анимационно-компьютерный фильм «Вольт» был выпущен киностудией Walt Disney Animation Studios в 2008 году. Режиссерами мультфильма стали Байрона Ховарда и Криса Уильямса. Исполнительным продюсером стал Джон Лассетер. В Америке премьера фильма состоялась в ноябре 2008 года. Мультипликационный фильм «Вольт» номинировался на премию «Оскар» в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм» 2008 года. Помимо премии «Оскар» мультфильм «Вольт» так же номинировался на несколько престижных премий. В фильме очень трогательные отношения складываются между девочкой по имени Пенни и псом по кличке Вольт. Главной концепцией фильма является передача зрителям отношений между девочкой и собакой на фоне двух противоположностей — придуманного мира, который был создан киноиндустрией и настоящего жестокого мира. В основе сюжета фильма лежат приключения белой собаки по кличке «Вольт», которая принимает участие в съемках приключенческого шоу совместно с маленькой девочкой, его хозяйкой — маленькой девочкой Пенни. В мультфильме у пса Вольта необычные способности, которые он думал, есть на самом деле, ведь он мог совершать совершенно невозможные вещи. Но однажды Вольт потерялся и попал в реальный мир, наполненный разными опасностями и странностями.

И в итоге, он оказался совершенно один в совершенно незнакомом городе. Но вопреки всему, Вольт приобретает новых друзей, которые помогают ему во всем, в том числе и добраться обратно к своей маленькой хозяюшке Пенни.
Для киностудии «Walt Disney» создание мультфильма «Вольт» стало переломным моментом из-за того, что мультфильм такого типа был придуман и создан режиссером и арт-директором двух студий одновременно — «Pixar» и «Walt Disney» — Джоном Лассетером и президентом студий — Эдом Катмуллом, которые стояли у истоков зарождения компьютерной анимации.

История создания

Идея создать фильм о собаке, играющей роли на площадках киностудий, попавшей в ужасный и жестокий реальный мир пришла в голову Крису Сандерсу. Сначала по его задумке пса звали Генри, и он попал в пустыню штата Невада, а помогали ему выбраться оттуда кролик и кот.
Продюсером мультипликационного фильма стал Джон Лассетер. Идея создать мультфильм о приключениях собаки ему пришлась по душе. Но он хотел, чтобы стиль и персонажи мультфильма были немного видоизменены, и сделаны с учетом традиций компании «Walt Disney». Первоначальное название мультфильма было «Американский пес». Но, к сожалению, такая идея не понравилась Крису Сандерсу и он решил завершить свою работу над этим проектом. Вместо него были приглашены режиссеры Байрон Ховард и Крис Уильямс, которые вместе с Лассетером абсолютно изменили идею Генри, и сделали большой акцент на отношениях маленькой девочки и собаки. После изменений сценария собака стала совершенно белой и беспородной. А имя Генри изменили сначала на Омега, а затем пес стал Вольтом. Вследствие таких серьезных преобразований весь сценарий мультфильма пришлось переделывать за очень короткое время — 18 месяцев. Все это для того, чтобы сдать готовый сценарий в обозначенное время. Прообразом Вольта стала американская овчарка.

Сценарист Крис Уильямс и аниматор Байрон Ховард в мультфильме «Вольт» дебютировали в качестве режиссеров. Они еще с самого начала работы над фильмом были очарованы им, ведь до проекта «Вольт» им не приходилось заниматься режиссерской деятельностью. В мультфильме Крису Уильямсу досталась работа по монтажу и озвучиванию, а так же работа над сценарием, а вот Байрон Ховард занимался персонажами мультика и его анимацией. Мультфильм создавался под надзором исполнительного продюсера и одновременно креативного директора — Джона Лассетера. Отдельное внимание уделялось уровню анимации, который заметили режиссеры мультика. Отдельно стоит заметить реалистичность образов животных, им уделялось особое внимание при создании фильма. Высокая проработка деталей была нужна для того, чтобы зрители смогли поверить в реальность происходящего и посочувствовать им.

Особенное внимание уделялось главному герою мультика — псу Вольту. Специально для того, чтобы наиболее точно изобразить его поведение, создатели мультфильма долгое время наблюдали за поведением реальных собак, и списывали с них основные движения. Пока шла работа над образом Вольта, на студии находились несколько собак разных пород и в процессе наблюдения за ними многие движения пса мультипликационного корректировались и заменялись движениями псов реальных. Особую сложность доставляла работа со щенками, ведь они очень непредсказуемы и способны мгновенно изменять свое поведение и заниматься совершенно другим делом.
Как говорил ведущий дизайнер по образам в мультфильме Джо Мошье, при создании образа главного героя мультфильма были использованы собаки разных пород, но основой образа пса Вольта стала американская овчарка, она так же известна как Белая швейцарская овчарка. Главной характерной чертой этой породы собак являются пушистый хвост и длинные заостренные ушки. В мультфильме они были отдельно выделены. В качестве консультанта пригласили профессора биологии — доктора Стюарта Сумида, который преподавал в Калифорнийском Государственном университете в Сан-Бернардино.

Пожалуй, самым сложным персонажем оказался малыш Рино. Чтобы сделать образ максимально реалистичным в киностудии пришлось завести настоящего хомяка по кличке Дойнк. Для того, чтобы максимально проработать характер передвижений хомяка для него соорудили специальную прозрачную поверхность и снимали все его передвижения снизу. Прообразом Рино стала домашняя шиншилла, которая принадлежала Джону Лассетеру. Главное отличие Рино от других персонажей мультфильма заключается в том, что он передвигается в прозрачном пластмассовом шаре. Чтобы наиболее правильно рассчитать физическое воздействие хомяка на шар изнутри и определить характер перемещения хомяка относительно шара специально были приглашены программисты киностудии. Они с очень высокой точностью сделали все замеры и расчеты.

Действие мультфильма разворачивается в разных частях Америки с разным временем суток и природным ландшафтом. Для того чтобы сделать эти пейзажи и образы на заднем плане максимально реалистичными, художники и авторы фильма решили использовать рисованные пейзажи, вместо искусно созданных элементов заднего плана. Пол Феликс — художник-постановщик фона в мультфильме подумал, что на заднем плане будут лучше смотреться нечеткие картины, напоминающие написанные живописью полотна. А чтобы сгладить предметы заднего фона была применена компьютерная программа, позволяющая создать эффект дорисованных кистью краев. Благодаря использованию такой технологии пейзажи в фильме получились очень натуральными и легкими, успешными для восприятия зрителями. При создании фонового света основное внимание уделялось фильмам 70-х годов 20 века, отдельного внимания заслужили фильмы Роберта Олтмена и Гордона Уиллиса. Постановкой освещения занимались режиссер Адольф Люсински и Пол А. Феликс.

Чтобы правильно передать фоновое освещение на экране Люсински и Феликс специально отправлялись в места, где происходили действия фильма. Таким образом, они знакомились с природой места и качеством и интенсивностью освещения в каждом конкретном месте. В результате такой работы была накоплена масса бесценного опыта и изъезжено более двух тысяч миль. Как они и предполагали, в разной местности свет и его интенсивность различная. Такой опыт использовался при моделировании отдельных сцен мультфильма, и использовалась в дальнейшем.

Так же большую сложность для воплощения в реальность доставил поводок, связывающий Вольта и Варежку в самом начале фильма. Аниматоры с недоверием отнеслись к такой задумке сценаристов, ведь только на бумаге это просто. В действительности все выглядело гораздо сложнее. Так как, во-первых, персонажи тянут поводок в абсолютно разные стороны, а во-вторых, под разными углами и с разной силой, и стороны, куда животные тянут поводок постоянно изменяются, ведь животные двигаются. А поводок должен был быть сделан реалистично, чтобы у него была собственные размеры и вес, пластичность и он мог деформироваться во время кручения. Первоначально собирались поводок анимировать в ручную, используя ключевые кадры, но благодаря усилиям программистов студии, была изобретена специальная программа, с помощью которой можно было производить расчеты положения элементов поводка в различных условиях. Только благодаря этому поводок получилось сделать реалистичным на вид.

Работа над мультфильмом была крайне напряженной и именно из-за этого делались небольшие перерывы, чтобы хоть как-то позволить сотрудникам компании отдохнуть и привести свои мысли и тело в порядок. Аниматорам приходилось тяжелее всего. Они порой даже оставались ночевать на работе и всю ночь работали над отдельными деталями персонажей. Чтобы немного сделать умственную разрядку для сотрудников в студию был доставлен шар-зобр, который очень напоминал шар персонажа Рино. Все сотрудники, работающие над мультфильмом, с большим удовольствием пользовались возможностью расслабиться с помощью этого шара. Чтобы сдать мультфильм во время, режиссеры фильма вынуждены были постоянно перемещаться между разными отделами киностудии и контролировать весь процесс производства. Из-за такого изматывающего графика Байрон Ховард и Крис Уильямс сильно похудели. А аниматоры мужчины заявили, что перестанут бриться, пока фильм не будет сдан. Благо они сделали такое заявление лишь за пару месяцев до окончания работ над мультфильмом. Такая идея понравилась и другим сотрудникам студии, режиссерам в том числе. По словам Байрон Ховард и Крис Уильямс такая идея помогла лучше сплотить коллектив и ускорить процесс работы. Что сильно помогло на напряженном завершающем этапе создания мультфильма.

После полного изменения концепции фильма, времени до его премьеры оставалось совсем мало, но даже при таких условиях сценарий мультфильма постоянно переделывался. Самым сложным для изображения оказался момент, когда Вольт обнаруживает, что он совершенно обычная собака и не обладает ни какими сверхспособностями. По одной версии мультика малыш Рино в своем пластмассовом шаре упал в реку с сильным течением и оказался в смертельной опасности. Когда Вольт услышал крики о помощи, он, не раздумывая, прыгнул в воду с моста, даже не смотря на протесты кошки Варежки. Уже в воде Вольт осознал, что совершенно не умеет плавать, но, несмотря на это, пытался остаться на плаву. И пустился в след за исчезающем Рино. Мудрая Варежка пустилась вслед за уплывающими друзьями, благодаря ей и ветки попавшейся на пути Вольта удалось вытащить, а малыш Рино попал на берег благодаря своему шару, в котором он находился. Этот шар ударился о большой валун и от удара оказался на берегу. Но Рино уверен, что его спасителем стал Волт, ведь тот не боясь ничего, прыгнул с моста и поплыл за хомяком. Испуганный пес увидел на своем боку молнию, которая под действием воды превратилась в пятно и растеклась по его шерстке. Удивленный пес понял, что это все лишь краска и он никакой не супер пес. Но в итоге все это было удалено, но осталась лишь одна сцена, которая очень понравилась режиссерам. Этой сценой стал процесс разглядывания Вольтом своей лапки. А по другой версии Вольт понял, что не является супер псом, когда он вместе с друзьями был в Лас-Вегасе. В одном из кафе он «состроил мордочку» и тем самым выпросил очередное угощение у посетителей. Угощением стал большой кусок мяса. Его-то и понес Вольт своим друзьям, но был вынужден идти через жуткий переулок, тем самым он хотел сократить путь. Но мясо у Вольта решили отобрать две огромные собаки, вышедшие из переулка. Вольт серьезно пострадал, пытаясь отстоять свою добычу. Истерзанного Вольта нашла Варежка, он был весь окровавлен и сильно измучен. Лежа на земле Вольт, услышал голос своей маленькой хозяйки Пенни. Оказалось, что за углом хомяк Рино смотрел на огромном уличном экране шоу «Вольт». Вольт с трудом поднялся и пошел на звук, но был сильно разочарован увиденным. Посмотрев шоу, он понял, что никогда не был супер собакой, и все, что с ним происходило рядом с Пенни лишь выдумки сценаристов. Позднее эта сцена была удалена, так как являлась очень жестокой и не подлежала для показа маленьким зрителям.

Первым мультфильмом, созданным в формате «Disney Digital 3D», стал мультфильм «Вольт». До этого мультфильмы после основных съемок вне студии преобразовывались в формат«Disney Digital 3D», например, «Цыпленок Цыпа». Мультфильм «Вольт» был полностью снят в студии Disney. А создание 3D — эффектов требовало прибегнуть к особой схеме. Съемки 3D версии происходили параллельно с основной версией мультика. От основного сюжета так же зависело количество стереоскопических эффектов. Процент стереоэффектов существенно снижали, чтобы зрители в процессе просмотра мультика не отвлекались на них. По специальной шкале оценивался уровень эмоциональной нагрузки каждой из сцен мультика. 3D — эффекты становились менее заметны тогда, когда эмоциональная нагрузка эпизода увеличивалась. В таком случае, на первое место создатели мультфильма ставили персонажей и сам сюжет, а дополнительные эффекты использовали дополнительно. Единственный случай, когда стереоэффекты ставились на первое место — это тогда, когда кадры мультфильма были наполнены максимумом движений и действий. В анимационных фильмах можно использовать технологию плавного изменения коэффициента глубины объемного изображения. Это, пожалуй, самое существенное отличие мультиков от фильмов художественного типа.

Главные герои и их озвучивание

Вольт. Является беспородным псом белого цвета. Никакой информации про его рождение и родителей не было, но судя по данным журналов и газет, Вольт родился примерно в 2003 году в январе месяце. С Пенни Вольт познакомился, когда ему 8 месяцев, она забрала его из собачьего приюта «Silverlake Animal Rescue». Спустя какое-то время Вольт вместе с Пенни стал участвовать в съемках нового шоу, главным героем которого являлся пес со сверхспособностями, которые помогали ему справляться с различными злодеями. Чтобы отобразить на экране сверхспособности пса использовались современные компьютерные технологии. Но, однажды, по стечению обстоятельств пес Вольт оказался в совершенно незнакомом для него мире, в абсолютно чужом городе, где он и понял, что не супергерой, а самая простая собака. Но даже такое шокирующее открытие не помешало Вольту найти свою маленькую хозяйку, спасти ей жизнь и обрести настоящих друзей. Всю свою оставшуюся жизнь Вольт вместе с друзьями и любимой хозяйкой провел в доме за городом, где был очень счастлив. Такая жизнь Вольту больше понравилась, ведь он обычная собака, а не какой-то супергерой.

Пенни. Маленькая двенадцатилетняя девочка, вместе с Вольтом участвует в съемках шоу о чудо-собаке. Девочка очень любила своего пса, вне зависимости от съемочной площадки. Для того, чтобы создать атмосферу секретности и внушить Вольту, что он супер пес, Пенни не давали брать его домой на выходные. Пенни очень переживала, когда Вольт убежал. Когда на съемочной площадке произошла трагедия Пенни ушла из мира кино и вместе с мамой и животными переехала в загородный дом, где и жила долго и счастливо.

Варежка. Нью-Йоркская бездомная кошка. Когда-то и у нее был дом, но хозяева во время переезда бросили ее на улице без когтей. На улице у нее была тяжелая жизнь, из-за которой она и стала пессимисткой. А постоянные драки с сородичами оставили шрамы на левом ухе, и шерсть сделали постоянно взлохмаченной. Чтобы выжить в этом сложном мире, Варежка пугала голубей, и они отдавали часть своей прибыли ей, а она в благодарность за это защищала их. Жизнь Варежки перевернулась после встречи с псом Вольтом. Вольт думал, что Варежка союзник злодеев и взял ее в плен. Кошке долго пришлось убеждать пса, что он не является супергероем. Но пес не верил ей и силой заставил вести себя домой к любимой хозяйке Пенни. По дороге домой Пенни учила Вольта стать настоящей собакой. А в конце осталась жить вместе с Пенни в загородном доме.

Рино. Отчаянный хомяк, по жизни оптимист. Он очень любит телевизионные шоу и сериалы, особенно с участием Вольта. Рино живет со своей хозяйкой в трейлере и постоянно находится внутри пластикового шара. Главная мечта Рино — совершить подвиг и покончить со своей размеренной жизнью. Однажды Рино встретился со своим героем Вольтом, и, как сам он говорил, такой шанс мог выпасть только раз в жизни и ему сильно повезло. Вместе с кошкой Варежкой Рино помогает Вольту добраться домой к своей маленькой хозяйке Пенни. Этим он совершает настоящий подвиг, а в конце фильма остается жить вместе с Пенни, Вольтом и Варежкой в загородном доме.

Джон Пауэлл стал автором музыкального сопровождения мультфильма «Вольт». Он очень известен работой в анимационных и художественных фильмах. К таким фильмам относятся «Кунг-фу панда», «Идентификация Борна», «Шрек», «Без лица», «Ледниковый период», «Люди Икс». К такому мультфильму нужно было написать музыку двух типов — для трогательных эмоциональных сцен и для динамичных интенсивных сцен. Пауэллу очень нравилась идея использовать для мультфильма музыку симфонического оркестра. Только благодаря ей можно было оформить реальный мир в котором живут персонажи мультика и тот мир, где происходит действие шоу, в котором снимается пес Вольт. Акцент на синтезатор и перкуссию использовался при оформлении шоу с участием Вольта, а симфонических подход использовался при оформлении реальной жизни и отношений между героями мультфильма. По задумке авторов классическая музыка будет более эмоционально насыщенной и расслабленной для зрителей.

После выхода мультфильма на широкий экран, в ноябре 2008 года вышел музыкальный альбом с одноименным названием «Вольт». В этом альбоме были все темы из фильма и еще две песни, которых не было в мультфильме.

Озвучка мультфильма основывалась на сложной схеме. Актеры работали отдельно друг от друга. На основе аудиоданных, которые сделали актеры, аниматоры создавали динамические и эмоциональные особенности персонажей. В такой ситуации работа актеров была очень трудоемкой, порой им приходилось повторять одну и ту же фразу по 20-40 раз.
Для озвучивания пса Вольта был приглашен знаменитый актер Джон Траволта. Ранее у него не было опыта работы в подобной области, но для того, чтобы справиться с такой задачей актер вспомнил свой опыт работы на радио, а так же ранее он занимался закадровым озвучиванием на телевидении. Единственная сложность состояла в том, что Джону нужно было полностью вжиться в образ пса, а это было весьма не просто. Но Джон справился с поставленной задачей. И даже Лассетер сказал, что не мог и предположить такую отдачу актера, он вжился в роль очень реалистично и правдоподобно. Голос Траволты так же прекрасно подошел для работы аниматоров. Его голос слегка хрипловатый, но при этом у него богатая текстура. Траволта был очень удавлен и восхищен процессом создания своего персонажа на основе голоса и интонационных особенностей.

Для озвучивания маленькой девочки Пенни была приглашена певица и актриса Майли Сайрус. Благодаря ее работе образ Пенни получился более трогательный и искренний. Голос Сайру низковат, но это лишь подчеркнуло доброту и реалистичность мультяшной девочки. Ведь Пенни — это и обычный ребенок, и начинающая актриса в одном лице. Когда происходили съемки мультфильма у Майли было 5 своих собственных собак, и как она сама говорила, что если бы хоть одна из собак потерялась, то Майли не смогла бы есть и спать, пока не нашла бы ее. Так что, можно сказать, что Пенни это частично прообраз Майли Сайрус.

Главным требованием при подборе актера на роль кошки Варежки было наличие нью-йоркского акцента. Ведь кошка обитала именно в Нью-Йорке. На эту роль прекрасно подошла Сьюзи Эссман. Для Сьюзи работа над мультфильмом была не знакома и она понятия не имела, как стоит вести себя на съемочной площадке. Из-за этого она готовилась озвучивать персонаж смешным писклявым голоском, но Крис Уильямс — режиссер, просил Сьюзи просто разговаривать так, как она это делает в повседневной жизни. Эссман прекрасно относилась к животным, она верила, что животные как люди, даже добрее некоторых из людей, но, к сожалению, не умеют разговаривать. Сьюзи при озвучке кошки Варежки включила в ее образ частицу себя, возможно из-за этого образ кошки получился настолько реалистичным.

На студии Disney долгое время в качестве художника раскадровок и автора сценариев работал Марк Уолтон. Он так же работал над мультфильмом «Вольт». Когда во время производства черновых заготовок сценария для озвучивания маленького Рино Уолтон произнес несколько предложений, руководители мультфильма уже знали наверняка, что именно он то, что им нужно и лучше него никто Рино озвучить не сможет. Преподнести такое известие Марку решили оригинальным способом. Его пригласили прийти на пробное озвучивание и просто произнести несколько новых фраз. Ему дали листок с текстом и в последнем предложении написали фразу «… я буду озвучивать хомяка Рино». Прочитав текст, Марк сначала не понял, что произошло, но затем очень обрадовался известию и не мог сдержать свои эмоции. Для Марка Уолтона роль в мультфильме оказалась дебютной, и он как никто лучше передал образ и характер Рино. При озвучки его просили не думать над новым образом, а просто оставаться самим собой. Именно из-за этого Рино получил часть образа самого Уолтона.

В России дублирование текста производилось на киностудии «Невафильм». Руководителем дубляжа стал режиссер Павел Урсула. Автором синхронного текста стал Сергей Козин. В России дубляж осуществлялся на основании готового мультика, но российские актеры повторили подвиг американских собратьев и работали в одиночестве.

Главную роль получил актер Владимир Вдовиченко. Именно он стал озвучивать пса по кличке Вольт. Для Вдовиченко работа над озвучкой мультфильма является первой работой подобного плана. И когда ему предложили стать голосом пса Вольта, Владимир решил, что пес наделен какими-то электрическими суперспособностями. Вдовиченко известен тем, что постоянно играл в кино крутых парней, и он удивился, что его пригласили на роль пса. Но работа над образом Владимиру очень понравилась, он сумел передать все чувства и эмоции пса, его дыхание. Помимо образа пса, Вдовиченко оценил сюжет мультфильма. Когда Владимир работал над образом Вольта, он старался, чтобы в голосе не было агрессии и злобы, которая должна быть во время работы над серьезными ролями в кино. На премьеру Владимир пришел вместе со своей маленькой девочкой, он хотел, чтобы девочка первой увидела работу папы в мультфильме. Главным для Владимира на тот момент являлось то, чтобы девочка не воспринимала Вольта в роли папы. И это ему удалось.

Актриса Мария Иващенко стала голосом девочки Пенни. Интересен тот факт, что именно Мария озвучивала фильм «Ханна Монтана», который до этого озвучила Майли Сайрус. Ситуация с голосами повторилась и на этот раз. Кошку Варежку озвучила главная актриса театра «Et cetera» — Анжела Белянская, которая впервые работала над мультфильмом. А актер «Квартет И» Леонид Барац стал голосом маленького хомяка Рино. Он так же, как и Белянская был новичком в работе с мультфильмами, но ему очень понравился персонаж Рино. Кроме Леонида Браца, актеры «Квартета И» озвучили голубей в мультфильме.

В оригинальной версии мультфильм носит название «Bolt», с английского языка переводится как «Стрела». Но, к сожалению, на русском языке «Болт» звучит двусмысленно и очень грубо. Тогда переводчики текстов изменили название мультика, и он стал носить название «Вольт».