Up

Полнометражный компьютерный анимационный фильм «Вверх» вышел на экраны 28 мая 2009 года. Анимационной студией, выпустившей мультфильм, является Pixar. Впервые мультипликационный фильм «Вверх» был показан в мае месяце на Каннском кинофестивале. Кинофестиваль впервые открылся показом мультфильма. Некоторые кинотеатры мира показывали мультфильм «Вверх» в формате 3D. Перед показом мультфильма в кинотеатрах был показан короткометражный мультфильм «Переменная облачность». Мультипликационный фильм «Вверх» номинировался на премию «Оскар» в нескольких номинациях, в том числе выиграл две из них — в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм» и «Лучшая музыка к фильму».

История создания

Увидев мультфильм впервые, каждый из зрителей может сказать «Какие классные шарики». Но никто даже не задумается, сколько усилий и времени было потрачено для того, чтобы так тщательно изобразить воздушные шарики, показанные в мультфильме. А над сценой, когда маленький мальчик снимает со своей головы кепку и взъерошивает волосы пальцами, 15 человек аниматоров работали более шести недель.

Конечно же, проделать такую колоссальную работу по съемке мультфильма просто невозможно. Даже сложно представить, что один шарик из-за дуновения ветра сталкивается с другим шариком и так далее до бесконечности, ведь шариков в мультфильме безумное множество. А так же каждый из шариков может попасть в крупный план. Необходимо учесть то, что в мультфильме используются самые настоящие шарики, которые каждый человек много раз видел и держал в руках. Для того, чтобы зрители точно были уверены, что домик поднимается в воздух на шариках, нужно было сделать анимацию максимально реалистичной и тщательно проработанной. Оригинальной идеей компании Pixar перед выпуском мультфильма в прокат стал конкурс, в котором всем желающим разрешалось полетать на кресле к которому были привязаны гелиевые шарики, которые и поднимали кресло в воздух. Это было сделано для того, чтобы показать, насколько реалистичной может быть идея полета на гелиевых шариках, а так же для привлечения большего внимания к мультфильму.

Основной задачей при работе над мультфильмом стала работа по максимальной и качественной детализации сцен и объектов. В реальной жизни полет на воздушных шариках является очень сомнительным развлечением, но, несмотря на это, от такой идеи продюсеры отказываться не захотели, поэтому в их задачу теперь стало входить максимально точная передача не только поведение шариков, но и дома, освещения и реакции главных героев и многое другое. Интересным фактом остается то, чтобы поднять на воздушных шариках дом, их количество необходимо будет увеличить в несколько тысяч раз.
Для того, чтобы максимально приблизить мультфильм к реальности, специально для его создания был написан физический симулятор, который сможет в каждом кадре просчитывать влияние гравитации и ветра, а так же взаимные столкновения всех объектов мультфильма в кадре. Если правильно управлять гравитацией и ветром, то можно без особых усилий придать необходимое направление движению шариков. Процесс движения объектов, которое воспроизводится при помощи специальных программ и алгоритмов получил название процедурная анимация. Она и отличает процесс создания мультфильма от классической анимации, где аниматор должен самостоятельно прорисовывать движения и поведения всех элементов сцены и, причем во всех кадрах.

Студию Pixar давно привлекала идея работать с процедурной анимацией, но, к сожалению, из-за сложности, которая возникает при работе с ней, все сводилось на нет. Однако это совершенно не помешало использовать процедурную анимацию при производстве мультфильма «Тачки». В котором было более 300 тысяч зрителей на стадионе, каждый из которых имел собственный дизайн и неповторимую анимацию. Только благодаря процедурной анимации удалось добиться таких потрясающих результатов и зрелищных кадров. Но в мультфильме «Вверх» необходимо было добиться взаимодействия между собой шариков, а это гораздо сложнее, нежели изображение тачек-болельщиков.

Процедурная анимация очень сложный не только внешне процесс. Заблуждением является мысль о том, что достаточно просто знать несколько параметров предмета, например вес, скорость и другие и нажать кнопку «Быстро сделать симуляцию нескольких тысяч шариков». Все на самом деле гораздо сложнее. На самом деле, даже при использовании процедурной анимации дело не обойдется без знания физики и теории хаоса. К сожалению, часто результат использования процедурной анимации получается псевдослучайным, ведь в то время, когда команда симулистов вводит максимум имеющихся данных, в программе все равно остаются свободными несколько переменных, которые программа устанавливает самостоятельно или же вообще не устанавливает. Таким явным примером является начальная сцена мультфильма, в ней несколько шариков отделяются от общей массы воздушных шаров. При внимательном просмотре эти шарики можно заметить в верхнем правом углу экрана. Первоначально эту сцену хотели переделать, но в итоге решили оставить для большей реалистичности происходящего.
Первоначально для всех работ, которые проводились для стимуляции, использовалась программа ODE, так как она имеет открытый исходный код. Но через некоторое время стало понятно, что возможности этой программы ограничены, и в ней можно создать лишь 500 объектов. Из-за этого руководством мультфильма было принято решение создать собственный инструмент для симуляции и обработки данных, так называемый пайплайн. Такое решение не было нововведением на студии Pixar, поэтому оно было реализовано достаточно быстро. Например, во время съемки мультфильма «Корпорация монстров» была выполнена симуляция меха, а в мультфильме «В поисках Немо» реалистичное движение солнечных бликов и воды так же было сделано при помощи симуляции. Эти мультфильмы в лишний раз убеждают зрителей, что если студия Pixar берется за дело, то оно будет сделано в лучшем виде.

Самым сложным за весь этап создания мультфильма является симуляция одежды старичка — мистера Фредриксена. У студии превосходно получилось передать все детали ткани и его одежды, специально для этого студия занялась физической стимуляцией ткани. Помимо одежды старичка сложной в воспроизведении стала и его внешность, ведь у Карла Фредриксена голова имеет форму куба, из-за этого его улыбка и мимика стали поистине сложным испытанием для аниматоров.
Удивительная идея, создать мультфильм о старом дедушке с кучей воздушных шариков и безумной мечтой, пришла в голову режиссерам мультфильма и заставила их рассмеяться над ней, ведь ничего более невозможного даже нельзя было себе представить. Именно с этой идеи и началась жизнь героев мультфильма — старины Кларка Фредриксена и других персонажей. Более трех лет продолжалась работа над мультфильмом. Сначала нужно было выстроить картину жизни главных героев, начиная с детства и заканчивая временем, когда должно было происходить действие. С самого начала мультика мы можем узнать о мыслях Карла и его жены, которые с самого детства мечтали о путешествии. Их главным героем был Чарльз Мантц, который пропал без вести, отправившись за очередной добычей. К сожалению, жизнь главных героев сложилась по-другому. И в итоге, когда все же Карл, уже в одиночестве отправляется в свою мечту на воздушных шариках. С помощью аниматоров киностудии Pixar позволили лететь в воздухе по воле ветра более 10 тысяч шаров, а затем одновременно приземлиться на землю в конкретном месте.
По словам Доктера, в самых начальных проектах студии, домик должен был приземлиться на необитаемый тропический остров, но такую идею быстро «отмели», ведь такой вариант развития событий встречается довольно часто.
А нужно было такое место, вроде бы популярное, но и в то же время загадочное, именно из-за этого и были выбраны горы Венесуэлы.

По словам Доктера у многих персонажей мультфильма есть пустоты, которые им помогают заполнить окружающие их люди. Так, например, у Карла Фредриксена умерла жена, и он потерял смысл жизни. А у меленько Рассела наоборот все. Ему все кругом интересно, но, к сожалению, у него нет отца, он ушел из семьи. Для того чтобы вернуть этих персонажей к жизни нужны были еще дополнительные персонажи.

Вот как раз для этого и были придуманы другие забавные персонажи — пес по кличке Даг и удивительная 13 — футовая птица по кличке Кевин. Даг разговаривал с помощью гениального ошейника, который преобразовывал его мысли в слова, а Кевин в итоге оказался самкой.

Так как все сотрудники киностудии Pixar являются большими любителями и собак и фэнтези, которое каждый раз заставляет зрителей удивляться, когда возникла идея создать говорящего пса, никаких разногласий по этому поводу не было. Было очень интересно придумывать собаку, слушающую свои собственные мысли и смотреть на ее поведение во время воспроизводства этих самых мыслей.

Отдельное внимание стоит уделить птице по кличке Кевин, которая не умела летать, но при этом была очень чудаковатым персонажем мультфильма. Кевин развлекал Рассела, убаюкивал его, подбрасывал в воздух. Для того, чтобы птица выглядела совершенно невообразимо ей придали большую реалистичность движениям.

Что же касается людей, то для их внешнего вида, аниматоры компании Pixar разработали карикатурные изображения. Карл, например, был с квадратной головой и очень маленьким ростом, всего в три головы. Карл по своему внешнему виду напоминал засохшего в своем собственном костюме старика. Порой даже кажется, что у него нет ни колен, ни локтей и для того, чтобы придать некоторым сценам большую реалистичность некоторые части тела пришлось удлинять. Все это было очень похоже на те уловки, которые используются в обычной рисованной анимации.

Когда создавался образ Карла Фредриксена, возраст которого был около 78 лет, то аниматоры придерживались такой политики, что лучше меньше, но лучше. По мнению Клара главный путь к успеху в создании персонажей лежал только в сокращении движений персонажа. Бывали такие моменты, что аниматоры слишком сильно двигали какие-то предметы, поэтому часто переусердствовали. Так же было и с персонажем Карла, иногда его лицо просто замирало, на лице оставалась лишь улыбка.

Что же касается Рассела, то тут все обстояло наоборот. Он маленький мальчик, которому все было интересно и он очень из-за этого активен. Для озвучивания Рассела был выбран Джордан Нагаи. Его выбрали среди более 400 претендентов. Маленький мальчик рассказывал о том, что он делает каждый день дома, этим он заставил смеяться всю съемочную группу. Но, к сожалению, парнишка никогда не был актером и совершенно не подозревал, что ему нужно сделать. Из-за этого съемочной группе мультфильма пришлось серьезно с ним поработать. Например, его держали за руки, чтобы посмотреть будет ли мальчик извиняться и освобождаться, прежде чем попросить пройти. Еще его заставляли бегать, а лишь после этого подходить к микрофону и читать текст, чтобы было максимально похоже на маленького Рассела. По результатам деятельности парнишки Джордана аниматоры сделали вывод, что их поиск на роль Рассела среди не актеров оправдал себя, ведь из-за этого образ мальчика получился живым и более реалистичным. Ведь даже среди актеров бывает невозможно найти человека, который будет реально передавать свои чувства. Но в мультфильме «Вверх» все получилось, и было сделано на славу.
При работе над мультфильмом была создана специальная группа аниматоров, которые были ответственны за эмоции и поведение героев. В их ряды вошли Дэйв Маллиз, Майкл Вентурини и Шон Краузе. Они осматривали работу друг друга, ведь, по словам Берда, хороший аниматор — все аниматоры вместе.
Известность Pixar принес тот факт, что все мультфильмы студии очень интересные, и они раскрывают зрителям, что процесс создания анимации — это самое настоящее искусство. А создание чудесного мультфильма «Вверх» — это самое настоящее продолжение традиции.

Создатели

Режиссером мультфильма стал Пит Доктер. Он начал свой творческий путь с 1990 года на студии Pixar. Там он первоначально занимался съемкой рекламных роликов. Доктер вместе с Джоном Лассетером и Эндрю Стэнтоном участвовал в создании самого первого мультфильма, выпущенного студией Pixar — «История игрушек». Кроме этого, Пит Доктер работал над этим мультфильмом в качестве аниматора.
Доктер работал над раскадровкой мультфильма «Приключения Флика», а так же написал к мультфильму «История игрушек — 2» первый синопсис.
Режиссерским дебютом Доктера стала работа над мультфильмом «Корпорация монстров» вышедшим в 2001 году, и номинированным на премию «Оскар» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм». Доктер написал сценарий к мультфильму «ВАЛЛ-И», за который был номинирован на премию «Оскар» второй раз.
В самом начале своего творческого пути Пит Доктер работал в Bob Rogers and Company, Bajus — Jones Film Corporation, The Walt Disney Company, а так же в студии Reelworks, которая находится в Миннеаполисе.
Доктер еще с восьми нет начал увлекаться анимацией, ведь именно тогда он нарисовал свой самый первый комикс. Анимацию Доктер начал изучать в Калифорнийском университете искусств, который находится в городе Валенсия штата Калифорния. Именно там он нарисовал несколько фильмов — «Соседская дверь» — за этот фильм Доктер получил Студенческую премию Американской киноакадемии.

Сорежиссером мультфильма «Вверх» стал Боб Петерсон. Он пришел работать в компанию Pixar 1994 году, с тех пор он является одной из ключевых фигур компании. Он, так же как и Доктер начинал работу на студии в качестве аниматора первого мультипликационного фильма компании, а затем он участвовал в раскадровке нескольких анимационных фильмов, к ним относятся: «История игрушек — 2» и «Приключения Флика». Петерсон был одним из тех людей, которые работали над мультфильмом «В поисках Немо», а так же принимал участие в работе над мультфильмом 2001 года — «Корпорация монстров». Петерсон так же известен по озвучке некоторых персонажей мультфильмов компании Pixar, например, он озвучивал Слизня по имени Роз в мультфильме «Корпорация монстров», в мультфильме «В поисках Немо» он озвучивал поющего ската по имени Мистер Рэй, а в мультфильме «Вверх» Петерсон озвучивает пса по имени Даг.
Петерсон хорошо разбирается в компьютерной графике. Ее он изучал в институте Пердью, который в штате Индиана. Кроме того, Петерсон увлекался написанием текстов, так он вел колонку в студенческой газете и вел страничку комиксов под названием «Локо-Мотив».
После того, как Петерсон окончил университет, он начал свою творческую деятельность в компании Wavefront Technologies. Через какое-то время он перешел в студию Rezn8 Production, которая находится в Голливуде. Но уже к 1994 году Петерсон перешел работать на студию Pixar, где и туридтся до настоящего времени.
Детство же Петерсона прошло в городе Вустер, штат Огайо, его рост и развитие творческих навыков происходили в Нью-Йорке и в штате Огайо. В настоящий момент Петерсон вместе со своей семьей живет в Сан-Франциско. В состав его семьи входит жена и трое детей, а еще две собаки, но они, к сожалению, не разговаривают.
В качестве продюсера мультфильма выступил Джонас Ривьера. Он так же начал свою деятельность в студии Pixar с 1994 года. Изначально он был ассистентом технического директора мультфильма «История игрушек». Затем Ривьера, благодаря своим талантам и умениям принимал участие в процессе создания практически всех мультфильмов студии Pixar. Такое участие очень благоприятно сказалось на продвижении Ривьеры по карьерной лестнице. Не так давно Ривьера стал продакшн менеджером мультипликационного фильма «Тачки», который стал лауреатом премии «Золотой Глобус».

Исполнительными продюсерами мультфильма «Вверх» выступили Джон Лассетер и Эндрю Стентон. Джон Лассетер является ведущим креативным директором компании Pixar Animation. Он награжден двумя премиями «Оскар» как лучший режиссер. Под контролем Лассетера находятся все мультипликационные фильмы, которые создаются и выпускаются на студии Pixar. Под влияние Лассетера на студии Pixar начали использовать высокотехнологичные программы и материалы, благодаря которым удалось выпустить такие известные мультфильмы, как «История игрушек» первая и вторая часть, «Приключения Флика». Кроме того, Лассетер выступил в роли исполнительного продюсера мультфильмов «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Суперсемейка». А в 2006 году Лассетер в качестве режиссера снял мультфильм «Тачки».
Благодаря влиянию Лассетера и его умению, все мультипликационные фильмы компании Pixar получили достойное уважение среди зрителей, а так же они сильно полюбились многим детишкам и их родителям.
До того времени, когда была создана корпорация Pixar Лассетер работал в компьютерном отделе студии Lucasfilm LTD, где он работал над фильмом под названием «Молодой Шерлок Холмс», который был спродюсирован в 1985 году Стивеном Спилбергом.
Учился Лассетер в Каллифорнийском институте искусств, там же им были сделаны два анимационных фильма под названием «Кошмар» и «Лампа и Леди».
Эндрю Стентон является одним из самых лучших творческих сотрудников студии Pixar. Он пришел в студию в 1990 году. Тогда он был лишь вторым аниматором на студии и только девятым сотрудником группы лучших компьютерных аниматоров. Сейчас Стентон является вице-президентом во творческим вопросам, так же под его контролем находятся все полнометражные и короткометражные мультфильмы, выпускаемые студией Pixar.
Стентон принимал участие в разработке множества мультфильмов студии, но первый «Оскар» ему принес мультфильм «В поисках Немо». Он принес Стентону сразу две награды «Оскар» в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм» и «Лучший сценарий к полнометражному анимационному фильму».
Родиной Стентона считается штат Массачусетс, город Рокпорт. Учился он в Калифорнийском институте искусств, а первая работа его была на студии Kroyer Films, куда он пришел работать в 1980 году.
Композитором мультфильма «Вверх» стал Майкл Джаккино. Его мелодии можно услышать везде, это и полнометражные мультипликационные фильмы, и короткометражные фильмы, и рекламные ролики и многое другое. Джаккино выступает как разносторонний композитор, его произведения захватывают дух. Джаккино написал музыку для многих мультфильмов компании DreamWorks Pictures, в том числе и для первой игре, выпущенной для Sony PlayStation. Вся его деятельность очень понравилась продюсерам мультфильма «Вверх», из-за этого и было принято решение пригласить его для работы над новым проектом студии Pixar.

Главные герои

Мистер Фредриксен. Он очень не типичный герой — ворчливый старик в возрасте 78 лет. До старости работал продавцом воздушных шариков. Но старость безжалостна, ему нужно покинуть старый любимый дом, который он построил с любимой женой по имени Элли, которая сейчас уже мертва. Вопреки всему, Карл Фредриксен не сдается, он не собирается провести остаток своих дней в доме престарелых. Он собирает огромное множество воздушных шариков, которые могли бы поднять дом не немыслимую высоту, и отправляется в путешествие. Уже в воздухе он замечает нежданного попутчика — невероятно активного оптимиста по имени Рассел. Именно он и путает все планы старого Карла, которому теперь придется приложить максимум усилий и терпения, чтобы добраться до поставленной цели.

Рассел. Очень веселый и активный мальчик в возрасте 9 лет. Рассел никогда не снимает свой рюкзак, который набит снаряжением Юного Следопыта. Он готов идти в поход и осваивать новые земли, но никогда не выезжал дальше города, а поход совершил в собственной гостиной. У Рассела много разных значков Юного следопыта. В его коллекции не хватает лишь одного значка — за помощь престарелым людям. А в качестве престарелого Рассел выбирает Карла Фредриксена. И тут начинаются невероятные приключения, о которых Рассел даже не мог мечтать прежде.

Кевин. Очень странная и редкая птица огромного роста, который достигает 4 метров. Кевин прячется от людей в дебрях Райского водопада. У Кевина потрясающая раскраска, блестящие перья, так же у него очень гибкая и длинная шея, на которой он катает маленького Рассела. Это животное с давних пор пытаются отыскать многие ученые, но находят те, кто ждал этого меньше всего. Расселу Кевин тут же понравился, и он угощает его шоколадом, и даже дает ему имя. Несмотря на то, что Кевин иногда проглатывает палочку мистера Фредриксена, его все-таки решают взять с собой в поход, состоящий из Карла, Рассела и Дага.

Даг. Очень красивый пес золотистого окраса, чем-то напоминает породу Золотистый ретривер. Он добродушный, но его сородичи считают его очень глупым псом. Вместе с другими собаками живет около Райского водопада и по приказу хозяина ищет красивую нелетающую птицу. Но Дагу приходится делать выбор, на чьей он будет стороне.

Альфа. Очень жестокая и злая собака, вожак всей стаи. По своей породе Альфа доберман. Самый преданный хозяину пес, наделенный властью, которую оспорить никто не имеет права. Его главные помощники — ротвейлер Бета и бульдог Гамма.

Бета и Гамма. Собаки, служащие Манцу. Они преследуют цель найти райскую птицу, но это им никак не удается на протяжении долгих лет.

После проката фильма «Вверх» ресурс Rotten Tomatoes отметил, что у фильма, по мнению критиков, отличные положительные отзывы, ведь 98% критиков, смотревших мультфильм, утверждают, что фильм получился очень добрым и поучительным. Одна из критиков Манола Даргис утверждает, что первые минуты фильма прекрасны, в них спрессована вся жизнь главного героя, а последующее развитие событий вполне похоже на голливудскую историю приключений, но только теперь в роли Индианы Джонса перед нами предстаем 78 летний старичок. Во время проката фильма в США было собрано более 70 миллионов долларов.

Интересные факты.

  • Оригинальная версия мультфильма отличается от трейлера, в котором Карл Фредриксен показал язык работникам, приехавшим за ним из дома престарелых. В полнометражном мультфильме такой сцены нет.
  • Когда Карл Фредриксен пролетал мимо высотных домов, в одном из окон была маленькая девочка, около ее кровати лежал медведь из мультфильма «История игрушек 3».
  • В самом конце мультфильма, когда Карл Фредриксен вместе с Расселом считает проезжающие мимо машины, Даг говорит «серый», что абсолютно логично, ведь собаки не умеют различать цвета.
  • Когда мультфильм вышел в прокат на Украине он носил название «Вперед и вверх».
  • Очень интересная деталь. Когда Карл был еще совсем маленьким, он смотрел репортаж о полете своего кумира Чарльза Мантца, на тот момент, которому было много лет. А на тот момент, когда Карл Фредриксен вместе с Расселом добрался до Райского водопада, Карлу было 78 лет, а его кумир был все еще жив, а это означает, что ему уже более 100 лет.
  • Прошло очень много лет с тех пор, как Мантц начал свою охоту за райской птицей и за это время уже успело смениться более 10 поколений его питомцев, но, несмотря на это собаки все еще помнят игру с мячиком и белок. Видимо это все из-за того, что предки передавали им эту интересную информацию.
  • Есть эпизоды в мультфильме, где воздушные шарике по размеру больше самого Карла Фредриксена.
  • В знаменитой программе «Разрушители легенд» проверяли возможность поднять в воздух человека на связке воздушных шаров, наполненных гелием. По результатам их экспериментов в воздух удалось поднять только лишь ребенка весом 35 килограмм, но для того, чтобы это сделать понадобилось 3500 шаров.

Мультипликационный фильм «Вверх» получился очень добрым и поучительным, посмотрев его можно немного пересмотреть взгляды на окружающие нас предметы и людей. Увлекательного просмотра!