Tenshi no tamago)
Год: 1985 | Страна: Япония
Режиссер: Мамору Осии
Продолжительность: 71 мин.
Жанр: драма, фэнтези

В ролях: Мако Хайодо, Джинпачи Незу, Кейичи Нода
Кадры
Постеры
Информация

yajco_angela_DVD

Японские мыслители конца двадцатого века выражали свои идеи конца света в аниме-мультфильмах. На экранах появилось явно не игровое кино, а неоднозначные постановки, призванные поразмышлять над увиденным. К таким мультфильмам относится «Яйцо ангела» японского режиссера Мамору Осии. Вышла постановка в 1985 году. Амбивалентность картины, объединившей экзистенциальную и сюрреалистическую составляющие, до сих пор вызывает бурные споры и разнообразные мнения современных зрителей.

Постановка представляет собой этакое смешение сюрреализма, экспрессионизма и философии. Многие зрители пришли в восторг от просмотра, выделив некую идею. Но при этом отмечено, что для полного осознания философских идей, заложенных автором, смотреть аниме надо не один раз. Есть и противоположная точка зрения, когда зрители приняли картину скучной, затянутой и неинтересной. Действительно, при просмотре изначально кажется, что на экране происходит полная несуразность. Затянутость и медлительность развития сюжета отмечены большинством кинокритиков и зрителей. Но Мамору – не единственный режиссер, который оставляет интригу до конца картины, заставляя зрителя включить воображение и работу мысли. Здесь можно строить догадки, предположения, что-то обдумывать, но вряд ли все, что вы надумали себе в первые сорок минут просмотра окажется верным. «Яйцо ангела» — сложный, непонятный фильм, смысл которого не каждому по силу принять. Однако в жизни каждого человека наступают моменты, когда он задумывается о смысле жизни, о необходимости своего существования на земле. Тогда-то и тянет посмотреть что-то затянутое, соответствующее настроению. «Яйцо ангела» прекрасно подойдет тем зрителям, кто не любит динамичных сюжетов и предпочитает медленно текущее действие. И если сюжет картины вас нисколько не заинтригует, то красивая прорисовка мультфильма наверняка обратит на себя внимание. Здесь великолепно отображены очертания зданий, фигур, странных теней. Ну а те, кто любит быстроту действий и не такой затуманенный и сложный сюжет, где практически нет диалогов, заскучают и, скорее всего, откажутся от просмотра. В любом случае, данная лента заслуживает хотя бы мимолетного внимания за то, что она есть.

Режиссер не показал нашу землю, а показал тот мир, который мог бы быть, если бы легенда о всемирном потопе не закончилась так позитивно и торжественно, как написано в Библии. Мамору представляет ту реальность, которая возникнет в случае, если место будет иметь противоположный, трагический финал. Тем не менее, постановщик оставляет крошку надежды, дает зрителю веру в то, что все может закончиться хорошо.

Художественная прорисовка создана известным японским художником Ёситаки Амано. Музыкальное сопровождение, звучащее на протяжении всего действия фильма, написано композитором Ёсихиро Канно. Студии, работавшие над картиной — «Studio DEEN» и «Tokuma Shoten». Постановка определена несколькими жанрами: аниме, ужасы, фантастика, фэнтези, драма и детектив. Мультфильм «Яйцо ангела» вышел в прокат 25 декабря 1985 года в Японии и Южной Корее. В остальных странах была поставлена DVD-версия картины.

Главные герои и исполнители

В фильме всего два героя – юноша и маленькая девочка. Оба неразговорчивы и не очень стремятся завязывать диалоги. Поэтому о них известен минимум сведений.

Девочка, имя которой ни разу не упоминается, — не знает, как попала в этот мир, но при этом отчетливо видит свою цель. Она носит огромное яйцо, которое прячет у себя под розовым платьем. У героини длинные светлые волосы, свободно ниспадающие вниз, которые всегда взъерошены. Среди прядей видна косичка, заплетенная с левой стороны. У девочки грустный и отрешенный взгляд. Розовое платье героини – единственный яркий элемент картины, которые появляется в полумраке и освещает его. Образ девочки на протяжении всего фильма подсвечивается белым цветом. Возможно, это акцент на её детскую наивность, святость и чистоту. А может быть сделано для того, чтобы выделить юную героиню как единственное живое существо в этом мире мертвых. Она путешествует по пустынным темным улицам и собирает сосуды, в которые наливает воду. Причем, выбирает емкости шарообразной формы. Заполненные сосуды героиня относит в одно и то же место и выстраивает в ряд. Её спутником было выдвинуто предположение о том, что количество сосудов и дней, которые она провела в этом мире — одинаковы, но девочка не подтвердила этой версии. Она ходит босиком и боится появляющихся теней. В особенности девочку пугают ежедневные попытки человеческих теней поймать отражения огромных рыб, плывущих по улицам города. Сначала малышка не доверяет появившемуся парню, но позже она начинает относиться к нему более снисходительно.

Юноша, имя которого также нигде не упоминается, – появляется в самом начале фильма в ожидании огромной машины, пассажиры которой сплошь все каменные люди. Далее машина исчезает, а юноша начинает свое странствие, или наоборот, продолжает. Стройный, белокурый, симпатичный герой. В своих странствиях он не расстается с крестом, который несет на плече. С девочкой он сталкивается, когда едет на странной машине. Юноша спрыгивает с агрегата и подходит к малышке. Но первое знакомство не состоялось – девочка убежала. Возможно, оно и не нужно. При следующей встрече они разговорились и продолжили путь вместе. Парень часто рассказывает страшные события, вероятно, произошедшие на этой планете. Мир полностью изменился. Он не помнит кто он, где рожден, куда шел и как здесь оказался. Юноша втирается в доверии девочке и раскалывает ценное для неё яйцо. Дальнейшее остается секретом, над которым стоит задуматься.

Сюжет

Две кисти рук живого человека появляются на черном фоне. Одна рука исчезает, а вторая, крутанувшись, превращается в каменную. Кадр сменяется следующим. На вершине сухих переплетающихся стеблей покоится огромное яйцо, сквозь прозрачные стенки которого видны очертания живого существа. По дрожанию кадров чувствуется биение сердечка, а сомкнутые веки чуть подрагивают. Надо совсем немного времени для зарождения новой жизни.

В следующем кадре юноша с крестом на плече с тревогой следит за небом, по которому бегут кроваво-красные облака. Место, на котором стоит герой, внешне напоминает шахматную доску. Вскоре с неба спускается странной формы корабль, напоминающий шар, в центре которого горит фонарь в форме глаза. Все пассажиры воздушного агрегата – окаменелые люди, возносящие руки вверх, — рядами стоят без движения. Приземлившись, таинственный шар выпускает облако дыма, в котором пропадает вся картина.

Девочка просыпается после глубокого сна в укрытии, выбранном ею накануне. Выглянув из своего убежища на улицу, девочка наблюдает картину зарождающейся зари на фоне кроваво-красного неба, пустующий город и морской берег. На фоне последующих титров возникает из темноты Ноев ковчег, расположенный на вершине холма.

Проверив, на месте ли ее ценная ноша – огромное яйцо, героиня вновь начинает собираться в путь. Она прячет яйцо в подол платья, берет свою котомку, набрасывает накидку и стремительно убегает. Путь героини лежит по высохшей пустынной местности, среди сухих деревьев. Девочка не встречает ни одной живой души. Только вода – единственное, что течет, движется и создает хоть какие-то шумовые эффекты. Героиня спускается к реке, наполняет круглый сосуд водой и внимательно наблюдает за движением внутри прозрачной колбы. Даже малейшие пузырьки приводят ее в восторг. Утолив жажду, героиня продолжает свой путь.

Попав в город, девочка из всех звуков, доносящихся вокруг, распознает только шум воды, протекающей в канале. Глазницы домов пустые, улицы темные и безлюдные. Девочка шагает по городу, безнадежно вглядываясь в пустоту. Но кроме журчания фонтанов и ручьев, тишину ничто не нарушает.

Заслышав странный металлический шум, девочка выбегает на широкую улицу и видит странные огромные агрегаты, похожие на военные комбайны, которые двигаются сами по себе стройной колонной. Девочка На последней машине сидит белокурый юноша. Он останавливает агрегат и спрыгивает навстречу девочке. Они смотрят друг на друга. Прижав крепче к телу свою ношу, девочка убегает. Она прячется в закоулке, после чего выглядывает и проверяет — гонится за ней чужак или нет. Однако юноши нигде не видно. Успокоившись, девочка отправилась дальше. Забравшись в один из домов, героиня находит там себе консервы и новые прозрачные колбы для воды, которую затем отправляется набрать в ближайшем фонтане.

В том фонтане, к которому пришла девочка за водой, струи текут из пасти змей. А вокруг расположились окаменелые люди с огромными удочками. Причем такие же статуи просматриваются по всему периметру площади. Заслышав бой часов, девочка отбрасывает в сторону свою колбу и стремительно убегает на окраину города. Только здесь ей удается спокойно поужинать. Оставив свою ношу, героиня спускается к воде и вновь всматривается в нее. Вернувшись, она видит того юношу, с которым встречалась раньше. Здесь между героями завязывается первый немногословный диалог. Юноша протягивает яйцо со словами никогда не оставлять без присмотра то, что ценно. А затем герой пытается выяснить, знает ли девочка, что в этом яйце? Однако героиня не доверяет незнакомцу и убегает. Юноша следует за ней. Дальнейший свой путь они продолжат уже вместе. Из рассказов юноши девочка, а заодно и зритель, узнают, что же произошло с миром, почему исчезли люди и все живое на земле. Но и это не внесет ясности в сознание зрителя. Мир, в который попали главные герои, а за ними и зрители – загадка, которую можно разгадать, досмотрев «Яйцо ангела» до конца и поразмыслив за происходящим на экране действом.

Интересные факты

  • Картина построена по сюжету манги с одноименным названием «Яйцо ангела». Мангой называются японские комиксы. В некоторых источниках японские комиксы называют «комику».
  • В эпиграфе фильма детская рука касается невидимого. Затем она сменяется взрослой рукой, уничтожающей это невидимое, не усомнившись в его наличии.
  • Несколько цитат из манги «Яйцо ангела», которые помогают разобраться в фильме:
    • «Иногда этот мир похож на райские облака, иногда – на остатки того, из чего он создал вселенную. Нам запрещено смотреть на этот странный шар после того, как погибла наша сестра. Она была самой светлой из нас, самой любимой нашим отцом. Всегда грустная, но неизменно ласковая, она часто просила нашего создателя вновь и вновь рассказывать историю этой планеты».
    • «И люди продолжали гоняться за призраками того, что они считали идеалами, смыслом жизни сделали они ловлю отражений и забыли о простоте того символа, на который указал им наш погибший брат».
    • «А она верила в них, наша младшая сестра, и упросила нас втайне от отца спрятать ее на этой проклятой планете; она взяла с собой только надежду на возрождение мира, маленькое семечко в хрупкой скорлупе. Она надеялась, что тепло ее сердца заставит росток засиять светом вечного разума и любви».
    • «Она погибла, когда надежда была разбита и вода уже давно смыла белые перья, выпавшие из ее крыльев».

Неоднозначность восприятия

Воспринимать творение Мамору Осии рекомендуют по-разному. Кто-то считает, что все понятно при первом же просмотре: дан человечеству последний шанс на выживание, которым можно воспользоваться либо погибнуть окончательно. Другие рекомендуют вернуться к просмотру мультфильма несколько раз, чтобы вникнуть в философию, заложенную автором постановки. Третьи же могут просто остановить мультфильм не закончив просмотра и переключиться на что-то другое, а после расскажут друзьям, что фильм неинтересен.

Остается сделать вывод: «Яйцо ангела» — простой и в то же время необычный фильм, странный и призывающий к размышлению, драматичный и затрагивающий внутренний мир человека. Чтобы хоть немного разобраться в просматриваемом, необходимо дождаться диалогов, а временами монологов главного героя — парня, несущего крест. Самое главное, что бросается в глаза и остается в нашем сознании — это легенда о стране, которая похожа на историю Ноя и всемирный потоп.