Beyond the Mind's Eye
Год: 1992 | Страна: США
Режиссер: Майкл Бойдстан
Продолжительность: 60 мин.
Жанр: музыка, фэнтези
Кадры
Постеры
Информация

Beyond the Mind's EyeМузыкальный анимационный фильм «Ян Хаммер: Сверхвоображение» был создан в Соединенных штатах Америки в 1992 году и представляет собой картину, которая состоит из нескольких новелл и этюдов, над созданиями которых трудились мультипликаторы и специалисты по компьютерной графике из разных стран мира. Объединяющим элементом в ленте выступает музыка известного музыканта и композитора Яна Хаммера, которая становится отправной точкой для фантазий на тему услышанных музыкальных произведений.

Над сюжетами, которые вошли в состав мультипликационного фильма «Ян Хаммер: Сверхвоображение», работали разные режиссеры, а помощь в создании картины оказывали компьютерные фирмы – признанные мировые лидеры этой индустрии того времени. Для своего время эта картина стала технически достаточно сложным произведением, которое просто не могло остаться незамеченным как простыми зрителями, так и специалистами, занимающимися созданием визуальных эффектов в кино и на телевидении. 

Материалы, которые вошли в мультипликационный фильм «Ян Хаммер: Сверхвоображение», объединил воедино Майкл Бойдстан – режиссер, который выступил в работе над этой картиной в качестве монтажера. Этюды и новеллы в ленте объединяются музыкой талантливого композитора, которая исполнена как им самим, так и музыкантом Крисом Томпсоном.

В состав съемочной группы, помимо Майкла Бойдстана, входили также художник Дэвид Ньюсом, ассистент по монтажу Кевин Адамс и автор компьютерного монтажа Дэвид Счирмер. Продюсированием ленты занимался Стивен Чарчилль, а исполнительным продюсером выступил Поль Салливан. Композитором мультипликационного фильма стал музыкант и композитор Ян Хаммер.

Оригинальное название мультипликационного фильма «Ян Хаммер: Сверхвоображение» — «Beyond the Mind’s Eye», и он входит в серию мультфильмов «Mind’s Eye» — цикл, который состоит из нескольких картин, созданных с использованием компьютерной графики разной степени сложности. Эта серия началась в 1990 году, и в нее вошло четыре полнометражных ленты.

Серия «Mind’s Eye» была выпущена на VHS-кассетах и лазерных дисках, а позднее переиздана на DVD.

История создания

Помимо картины «Ян Хаммер: Сверхвоображение», в цикл вошли анимационные ленты «The Mind’s Eye: A Computer Animation Odyssey», созданная на основе музыки Джеймса Рейнольдса и вышедшая в 1990 году; «The Gate to the Mind’s Eye» 1994 года, музыкальной основой для которой стало творчество Томаса Долби; «Odyssey Into The Mind’s Eye», вышедшая в 1996 году и основанная на музыке Керри Ливгрена.

Каждая из картин серии представляет собой 50-60-минутный фильм с анимированным видеорядом и саундтреком в виде электронной музыки. Первоначально эпизоды, которые вошли в цикл, не планировалось объединять в фильмы, да и создавались они для других целей: как рекламные ролики, демонстрационные ленты, музыкальные клипы или фрагменты художественных фильмов.

Собрав компьютерные ролики, Ян Никман, американский режиссер и продюсер, объединил их в рамках первого фильма «The Mind’s Eye: A Computer Animation Odyssey», который вышел в 1990 году и стал настоящей сенсацией, а позднее и вовсе был признан важной вехой в развитии всей мировой компьютерной анимации.

Картина, которая создавалась как средство продемонстрировать все возможности современной на тот момент компьютерной графики, произвела большое впечатление, как на простых зрителей, так и на специалистов в мультипликации. Представлял фильм собой не просто набор эпизодов, а последовательный рассказ, в котором каждая из новелл повествует об определенном историческом периоде в становлении жизни на нашей планете.

Лента начинается с эпизода «Creation», в котором освещается ход формирования Земли, продолжается этюдом «Civilization Rising», повествующим о развитии человеческой цивилизации, и заканчивается сценами о покорении человеком космоса.

Вторая часть тетралогии «Mind’s Eye» получила в отечественном прокате название «Ян Хаммер: Сверхвоображение». Очевидно, что такое название было выбрано в честь композитора, чья музыка звучит в этой картине. На этот раз в картине использовались не только музыкальные партии, но и вокальные.

Третья часть цикла «Mind’s Eye» называется «The Gate to the Mind’s Eye», она вышла в 1994 году и также включается в себя не только инструментальные, но и вокальные звуковые дорожки. Эта картина состоит из новелл, которые рассказывают об Армагеддоне, астрономии и затрагивают темы уничтожения человеком собственной планеты.

Заключительной частью тетралогии «Mind’s Eye» стал фильм «Odyssey Into The Mind’s Eye», который вышел в 1994 году.

Мультипликационный фильм «Ян Хаммер: Сверхвоображение» сразу после выпуска на VHS-кассетах и лазерных дисках стал настоящим бестселлером в Соединенных Штатах Америки.

Ян Хаммер сочинил для мультипликационного фильма «Mind’s Eye» более десятка композиций, которые стали оригинальным дополнением визуального ряда, созданного художниками компьютерной анимации. После выхода в прокат музыка, написанная композитором для картины, также была издана как самостоятельный музыкальный альбом.

Спустя долгие годы мультипликационный фильм «Ян Хаммер: Сверхвоображение» остается любимым для миллионов ценителей хорошей музыки и тех, кто застал становление компьютерной графики в кино как таковой. Современному зрителю действо, которое разворачивается на экране, может показаться несколько старомодным по качеству, но не оценить того вклада, который внесла эта картина в становление специальных эффектов в мультипликации и кинематографии, просто невозможно.

Критики сравнивали мультипликационный фильм «Ян Хаммер: Сверхвоображение» со знаменитой «Фантазией» Уолта Диснея, в которой великий мастер продемонстрировал те ассоциации, которые может вызывать при прослушивании то или иное музыкальное произведение. В фильмах, действительно, есть нечто общее, и при этом каждая из картин стала заметным явлением для своего времени и мультипликации в целом.

Сюжет

Мультипликационный фильм «Ян Хаммер: Сверхвоображение» включает в себя несколько сюжетов, которые созданы разными режиссерами.

Режиссер Рик Харпер создал новеллу под названием «Путешествие в четвертое измерение» («Journey Into The Fourth Dimension»), а эпизод «Газонокосильщик» («The Lawnmower Man») стал авторской работой режиссера Бретта Леонарда. Работа в творческом тандеме позволила режиссерам Джеффу Клайзеру и Дайане Вальчак создать фрагмент мультипликационного фильма под названием «Астрономы» («The Astronomers»), а Дэвид Хомби рассказал миру свою историю, которая получила название «Starburst».

Новелла «Панспермия» («Panspermia») создана режиссером Карлом Симсом, в то время как Джон Хёрт трудился как режиссер над эпизодом «Неестественные явления» («Unnatural Phenomena»). Мэтт Элсон показал миру «Мультипликацию интеллектуальных объектов» («Displacement Animation Of Intelligent Objects»), а режиссер Эл Лоуэнхайм создал уникальный подводный мир, показанный в новелле «Под водой» («Underwater»).

Своеобразный естественнонаучный блок создали режиссеры Хайме Прието, Стив Бек и Дзюн Асакава, которые стали авторами эпизодов «Бабочка» («Butterfly»), «Колибри» («Hummingbirds») и «Природа» («The Nature») соответственно. Джилл Хант трудился над созданием новеллы «The Killer Bee».

Главные герои

Мультипликационный фильм «Ян Хаммер: Сверхвоображение» не является примером художественной мультипликации в привычном понимании, а потому по сути картина лишена игрового содержания. Главными героями ленты оказываются те величины, что оказываются за рамками сюжета – это, несомненно, музыка, и автор, ее создавший, — композитор и музыкант Ян Хаммер.

Ян Хаммер – чешский композитор и пианист, который родился в Праге 17 апреля 1948 года. Первая слава пришла к Хаммеру в 70-е годы прошлого века, когда он играл в рок-группе «Mahavishnu Orchestra». Именно этот композитор является автором музыкальной темы к знаменитому американскому телевизионному сериалу «Полиция Майами: Отдел нравов». Произведения, созданные Хаммером, принесли композитору несколько премий Гремми.

Мать Яна Хаммера была известной чешкой певицей, а отец будущего композитора, хоть и работал врачом, тоже увлекался музыкой. Первоначально Хаммер планировал пойти по стопам отца и посвятить свою жизнь медицине, но потом мальчика, который начал играть на фортепиано с четырех лет, а с шести занимался в музыкальной школе, убедили связать свою жизнь с музыкой.

Обучение Яна Хаммера проходило в Чехословакии, но после вторжения в страну войск в 1968 году будущий композитор решил уехать в Соединенные Штаты Америки, где он обучался в музыкальном колледже Беркли в Бостоне и получил гражданство.

Карьера Яна Хаммера как музыканта начинает складываться удачно с самого начала его самостоятельно творческого пути. В 70-е годы музыкант сотрудничает с самыми разными музыкантами, записывая инструментальные композиции и делая сложнейшие аранжировки, в которых смешиваются самые разные музыкальные стили: рок, джаз, классика.

В 80-е годы Ян Хаммер стал уделять большое внимание работе над саундтреками, потому что сознание музыки к художественным фильмам привлекало мастера в этот период больше всего. И на этом поприще композитор добивается успеха, подтверждением чего становится получение им в 1985 году премии Гремми за музыку к телевизионному сериалу «Miami Vice». Эта награда не останется единственной в копилке Яна Хаммера.

Просмотр мультипликационного фильма «Ян Хаммер: Сверхвоображение» в наше время заинтересует, прежде всего, тех зрителей, чья молодость пришлась на 90-е годы прошлого века. В ту пору эта картина производила неизгладимое впечатление на всех, кто ее видел, а пиратские VHS-кассеты, на которых распространялась эта лента в нашей стране, обычно давали на вечер друзьям и больше не видели.

Ностальгическое настроение при просмотре мультипликационного фильма «Ян Хаммер: Сверхвоображение» гарантировано и тем, кто в конце прошлого века был еще ребенком, но уже помнит рекламные ролики той поры: картина выполнена в похожей стилистике.

Но, конечно, самыми настоящими поклонниками мультфильма «Ян Хаммер: Сверхвоображение» являются обладатели хорошего музыкального вкуса, которые не просто знакомы с творчеством этого уникального музыканта, но и знают об особенностях его творческого пути. Для меломана любого возраста наличие этого картины в домашней фильмотеке просто обязательно.

Просмотр анимационного фильма «Ян Хаммер: Сверхвоображение» гарантирует хорошее настроение и при этом становится своеобразной «прививкой» хорошего вкуса. Аналогично работают и остальные фильмы из тетралогии «Mind’s Eye», а сожаление вызывает лишь то, что в наши дни найти эти ленты в хорошем качестве и в формате лицензионного DVD-диска практически невозможно. Произошло это потому, что в ту пору, когда весь мир знакомился с вновь открывшимися возможностями компьютерной анимации, наша страна была погружена в политические игры, а мультипликации и кинематографу, в том числе и западным, внимание практически не уделялось.

Хочет зритель того или нет, но каждая композиция, которая звучит в мультипликационном фильме «Ян Хаммер: Сверхвоображение», сразу врезается в память. Столь удачное соединение двух источников импульсов – визуального ряда и аудиосопровождения – проникает в подсознание и дает понять, что истинные музыкальные шедевры существуют вне времени.

Созданная на гребне увлечения компьютерной графикой картина «Ян Хаммер: Сверхвоображение» сумела стать нечто большим, чем «тренировкой» в умении придумывать и воплощать специальные эффекты на экране, а потому лента получила столько восторгов в то время, когда вышла, и настолько запомнилась, что вполне актуальной остается и в наши дни, когда все те же технологии шагнули далеко вперед.