Tekkon kinkurîto

Tekkon kinkurîtoМультипликационный фильм «Железобетон» был создан в Японии в 2006 году, а в основу сюжета этой картины положена одноименная манга из трех томов, которая была создана Таио Мацумото и выходила в журнале сэйнэн-манги Big Comic Spirits в 1993-1994 годах. Названием для картины послужило неправильное детское произношение слова «железобетон» одним из героев этой истории — «Tekkon kinkurîto» (также «Tekkonkinkreet» и «Tekkon Kinkreet»).

Созданием мультипликационного фильма «Железобетон» занималась японская анимационная студия Studio 4°C. Режиссером картины стал Майкл Ариас, а над сценарием ленты работал как сам автор манги «Tekkon kinkurîto» Таио Мацумото, так и Энтони Вентрауб. В продюсерский коллектив вошли Эйчи Камагата, Эйко Танака и Масару Тоёсима. Премьера картины состоялась 21 октября 2006 в Японии, на Международном кинофестивале в Токио.

Действие мультипликационного фильма «Железобетон» переносит зрителей в вымышленный город, один из районов которого носит название Город Сокровищ. Именно тут борются за жизнь и всячески стараются выжить два подростка-сироты – Белый и Черный, которые известны на всю округу как Коты. 

Каждый пытается выживать, как может, а потому порой приходится проявлять истинную жестокость, делая выбор в пользу добра или зла. Но на этом испытания для героев не заканчиваются, потому что судьба уготовила каждому из них шанс узнать себя до конца.

Основной конфликт возникает в тот момент, когда относительное спокойствие в Городе Сокровищ нарушает появление Змея – человека, который имеет собственные представления о том, как должен выглядеть этот район в дальнейшем.

Мультипликационный фильм «Железобетон» приковывает внимание с первой минуты, и сначала это происходит за счет весьма необычной для аниме мультипликационной «картинки», но потом акцент смещается на сюжет, а точнее – его смысл и многоплановость, которые заставляются серьезно задуматься об увиденном.

По мнению большинства любителей аниме, студия Studio 4°C не снимает некачественных фильмов, а потому и к мультипликационному фильму «Железобетон» сразу было приковано повышенное внимание истинных ценителей этого жанра. Мультипликаторы не подвели, и у них получилась не только стоящая, но и весьма сильная картина.

Специалисты студии Studio 4°C, прежде всего, позволили себе большой эксперимент, выбрав довольно необычную для аниме технику рисования. Это позволило создать удивительный фон для развития истории: Город Сокровищ просто поражает своими захватывающими пейзажами, многообразностью деталей и точность и скрупулезностью прорисовки каждой из них.

Образы главных героев мультипликационного фильма «Железобетон» получились по-настоящему новаторскими и точно совершенно нетипичными для традиций аниме. Особенностью персонажей является то, что их изображения предельно обобщенные: ни в одном лице или фигуре нет той детализации и проработанности, с которыми выполнены фоновые изображения в картине.

Такой странный на первый взгляд контраст, на самом деле, тоже работает на сюжет, потому что он позволяет отвлечься от второстепенного, чтобы сосредоточиться на главном. Условность, с которой прорисованы образы главных героев в вымышленном и нарочито приукрашенном визуальными излишествами Городе Сокровищ, парадоксальным образом придает еще большей реалистичности происходящим на экране событиям, а еще в большей степени – привлекает внимание к тому эмоциональному посылу, который вкладывали в картину ее авторы.

Довольно необычным стало и музыкальное оформление мультипликационного фильма «Железобетон», авторами которого выступили участники британского дуэта «Plaid». Результатом их сочинительства стала своеобразная «одушевленная» электронная музыка, в которой большой акцент сделан на мелодичность, хотя и присутствуют выраженные нотки техно.

Британские музыканты смогли придать особый колорит жизни в Городе Сокровищ, заставив его «звучать» собственными ритмами. Но также в работе над музыкальным сопровождением картины работала и японская команда «Asian Kung-Fu Generation», которая исполнила в мультипликационном фильме «Железобетон» финальную композицию.

Нетипичным для аниме является тот факт, что над озвучанием мультипликационного фильма «Железобетон» трудились не сейю – профессиональные актеры дубляжа, которые специально учатся этому искусству, — а профессиональные актеры. По мнению знатоков японского языка и любителей смотреть аниме в оригинале, такой дубляж получился более эмоциональным и реалистичным, чем обычно свойственно японским мультфильмам, озвученным сейю.

Необычной стала и личность режиссера, который трудился над созданием мультипликационного фильма «Железобетон»: им стал Майкл Ариас, который родился не в стране восходящего солнца, а на Западе. Именно это помогло Ариасу сделать картину, которая оказалась более понятной зрителям по всему миру, а не только на Востоке.

Созданное Майклом Ариасом произведение – а именно так называют мультипликационный фильм «Железобетон» многие критики – получилось очень глубоким, а потому простое описание сюжета просто не позволит прочувствовать всю многогранность картины. Но все же можно перечислить основные темы, которые затрагиваются в ленте. В мультипликационном фильме так же много всего, как и в нашей жизни: неожиданность происходящих в жизни перемен и сложности выбора, изменчивость мира и фундаментальность понятий добра и зла, личная ответственность и дружба.

Главные герои мультипликационного повествования, которое создали авторы мультфильма «Железобетон», — сироты, обитающие на улице, — Белый и Черный. Домом для них давно стала заброшенная машина, а источником существования – воровство, к которому склонен старший из товарищей – Черный.

Черный не случайно носит такое имя, ведь именно оно больше всего подходит к описанию, как его поступков, так и состояния души. Белый – напротив, чист, как душа младенца, да и интеллектуально недалеко ушел от трехлетнего ребенка, зато, как говорят, старожилы, знает то, что сокрыто от других.

Вместе Черный и Белый – Коты, которых знает каждый в Городе Сокровищ, и которых побаивается даже полиция. Устанавливать свои порядки ребята давно привыкли, но приходит момент, когда находится сила, способная противостоять им, — Змей, для которого гораздо важнее возможность заполучить привлекательную для строительства землю Города Сокровищ.

Имена героев не являются случайностью: они описывают не только наклонности подростков и меру их испорченности современным миром или степенью приспособленности к той жизни, которая им выпала. Черный и Белый – как Инь и Ян, дополняют друг друга и не могут существовать поодиночке. Не потому, что интеллектуально неполноценный Белый пропадет без помощи старшего товарища. Не потому, что Черный не сможет остановиться, если за его плечами не будет чего-то святого. А потому, что на свете не получится жить без любви – любви общечеловеческой.

Именно поэтому мультипликационный фильм «Железобетон» оказывается картиной не только и не столько для людей, которые умеют думать, но и для тех, кто умеет любить. Как образец авторского фильма «Железобетон» оказывается понятным не каждому, но от этого не перестает быть шедевром мировой мультипликации.

Главные герои

Черный – подросток-сирота, который живет на улице и считает себя настоящим хозяином Города Сокровищ, будучи известным в нем как один из Котов. Черный привык решать все свои проблемы силой и любит чувствовать вкус крови, а единственным, о ком заботится герой, оказывается его товарищ Белый, которого Черный опекает по-братски.

Белый – подросток-сирота одиннадцати лет, который страдает интеллектуальным недоразвитием. Умственная неполноценность проявляется у Белого во всех сферах жизни, но не мешает ему участвовать в похождениях Черного в качестве одного из Котов. Белый считает себя специальным агентом, который хранит мир, а некоторые утверждают, что Белому известно то, что недоступно другим.

Судзуки – якудза, который больше известен под прозвищем Крыса. Видавший виды и ставший сентиментальным бандит, который не одобряет планов по строительству в Городе Сокровищ парка развлечений, но не имеет желания сопротивляться мафиозным структурам. Судзуки известно о том, что он станет жертвой собственного ученика, но уверовавший в любовь якудза уже ничего не боится.

Кимуро – якудза, смелый и горячий бандит, который оказывается отстраненным от дел после встречи с Черным, а затем получает задание от босса убить своего учителя жизни. Жаждущий отмщения Кимуро делает собственный нравственный выбор под влиянием личных обстоятельств.

Такэси – глава банды Апачи, носит кличку Шоколад, он же Чоко. Такэси противится планам Змея и вступает в открытый конфликт с Кимуро, но в итоге оказывается лишь пешкой в большой игре.

Ванилла – участник банды Апачи, который становится предателем своих товарищей в угоду интересов Кимуро, за что ему и приходится жестоко поплатиться.

Закат и Рассвет – братья, которые появляются в Городе Сокровищ, чтобы прибрать власть в нем в свои руки, но сталкиваются с сопротивлением Котов.

Кудзимиро – полицейский начальник из Города Сокровищ, который привык закрывать глаза на проделки бандитов и водит дружбу с влиятельными якудза.

Грэмпс – бродяга, который живет за счет попрошайничества. Черный и Белый называют его дедом и прислушиваются к советам Грэмпса, а он сам уверен в том, что Белый – особенный ребенок, которому известно больше, чем всем остальным.

Змей – бизнесмен, который имеет виды на землю Города Сокровищ, на которой он планирует построить парк развлечений.

Полюбить главных героев мультипликационного фильма «Железобетон» довольно сложно: получились персонажи откровенно отталкивающими, но не за счет своих поступков, а за счет той реалистичности, с которой авторами картины изображено все то, на что в жизни порой нам всем так хочется закрыть глаза.

На экране зритель увидит весьма жесткую и жестокую драму, в которой смешалась история о якудза, размышление о неизбежности перемен, футуристический боевик и даже некие репортажные зарисовки о жизни «лишних» людей. Смотреть на все это довольно непросто, а потому картина у авторов «Железобетона» получилась точно не для всех.

Мультипликаторы смогли создать по-настоящему качественные боевые сцены и динамические эпизоды, что обычно является слабой стороной в аниме подобного толка. При этом в ленте нет любования и даже некоторого «смакования» сцен жестокости, которыми порой грешат подобные картины. Оба главных героя мультипликационного фильма одинаково хорошо проработаны, что также является несомненным плюсом ленты.

Лента Майкла Ариаса полностью лишена комических моментов и юмористических сцен, что довольно непривычно для аниме, зато нет в ленте и клише, которыми порой грешит японская мультипликация. «Железобетон» довольно сильно выделяется в ряду аниме-картин и весьма сложно указать работу, хоть сколько-нибудь на него похожую.

Мультипликационный фильм «Железобетон» ориентирован на зрителя, который уже способен не только получать удовольствие от картинки на экране, но и готов задумать об увиденном, а, возможно, еще и сделать выводы на основе собственного жизненного опыта.

Эта лента – не просто повествование о жизни двух уличных подростков. Это история о выборе между добром и злом, о поисках в себе светлой стороны и работе над стороной темной. Это рассказ о доброте и поддержке, которая нужна даже тому, кто, как кажется, сделал свой окончательный выбор.

В 2006 году мультипликационный фильм «Железобетон» был признан Лучшим фильмом года по версии
Mainichi Film Awards. Спустя два года картина победила в номинациях Лучший оригинальный сюжет и Лучшая режиссура Tokyo International Anime Fair. Также в 2008 году мультфильм получил премию Японской академии как Лучший анимационный фильм года.